Европа выбирает энергобезопасность как основную характеристику маршрута
Глобальный энергетический саммит в Софии сполна отразил накал страстей вокруг альтернативных поставок газа в Европу. В минувшие выходные на этом форуме сошлись лоб в лоб мощные лобби двух конкурирующих маршрутов – российского «Южного потока» и международных проектов «Набукко» и «Белый поток». Причем первый понес ощутимый удар еще до начала саммита – Москва получила сигналы о нежелании хозяев встречи уделять «Южному потоку» излишнее внимание, и российский премьер Владимир Путин в последний момент отказался лететь в Болгарию. В итоговую декларацию форума не вошел ни один проект, хотя там же приоритетными направлениями были названы страны Каспийского и Черноморского регионов. А на уровне заявлений больше всего говорили о «Набукко».
Европа должна быть энергетически свободной от России – эту мысль в Софии склоняли на все лады. Организаторы саммита – болгары – а также все сторонники внероссийского маршрута подчеркивали слово «энергобезопасность». Европейцы слишком зависят от газа из России, а София еще и имеет счет к Москве: во время зимней российско-украинской «газовой войны» Болгария пострадала больше всех. В связи с чем ясно, почему ее руководство повторяло: «Европа сейчас не собирается рассматривать тему «Южного потока», так как это не стратегический проект». Что касается «стратегических», то есть идущих в обход России, то операторы «Набукко» оперировали фразами вроде «пора окончательно определиться» и обещали, что в конце июня будет подписано многостороннее межправительственное соглашение, которое сделает проект необратимым. Это косвенно подтвердил премьер-министр Турции. Он заявил в Софии, что еще до того, как истечет первое полугодие, произойдет оформление важных документов. Причем анонсировал еще более широкий пакет соглашений, упомянув о подключении арабского маршрута. Эрдоган также еще раз заверил, что в Анкаре на самом высоком уровне есть желание и готовность содействовать реализации «Набукко».
В завершение президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Барозу заявил, что Евросоюз отдает предпочтение проекту «Набукко» и выделит на его финансирование 4 млрд. евро. Это – более половины оценочной стоимости проекта. О поддержке «Набукко» официально заявил и Туркменистан, которому предстоит стать главным поставщиком «голубого топлива» для этого трубопровода. Причем неделю назад, на встрече с грузинским премьер-министром Никой Гилаури, президент Гурбангулы Бердымухаммедов впервые открыто солидаризировался с усилиями Тбилиси по лоббированию этого газопровода. Кстати, о позиции туркменской стороны на софийском форуме говорил заместитель госсекретаря США Джордж Крол – он отметил, что «Туркменистан полон решимости участвовать в поддерживаемом Евросоюзом проекте газопровода «Набукко», но ждет от Брюсселя конкретных предложений».
На этом фоне Кремль сделал неожиданный ход. Во вторник Путин встретился с болгарским коллегой Сергеем Станишевым, и стороны парафировали документы по «Южному потоку». Подписание окончательного договора намечено в течение двух недель. Правда, далось это Москве совсем недешево. Взамен болгары требуют немалую цену: одно строительство АЭС «Белене», если Москва согласится кредитовать данную программу, обойдется российской казне в несколько миллиардов. Кроме того, Болгария требует прямых отношений с «Газпромом», без посредников, и ряда других уступок. Теперь аналитики пытаются угадать дальнейший ход событий. «Набукко» или «Южный Поток»? Или оба вместе?