Образовательный франчайзинг казахстанского производства
АВТОР

30.04.2009 • 18:54 2901

Образовательный франчайзинг казахстанского производства

Отечественные образовательные учреждения стоят на пути создания собственных франшиз

Развитие образовательного франчайзинга в Казахстане сдерживает недостаточная осведомленность участников рынка о его возможностях. Такое мнение «Капитал.kz» высказала Роза Садыкова, исполнительный директор Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО).

«Основная проблема в том, что эта тематика недостаточно освещена в публицистической и научной литературе. Франчайзинг в образовании – есть отраслевая форма франчайзинга. Это, по сути, совместная деятельность учебных заведений по формированию предложений и продвижению образовательных, а также сопутствующих услуг и продуктов на рынок. При этом услуги должны соответствовать лицензиям образовательных учреждений на право образовательной деятельности», – пояснила г-жа Садыкова. По ее словам, в любом государстве образование является системообразующим фактором, а качественное образование – основа социального развития и устойчивого экономического роста, поэтому без соответствующего реформирования образования невозможно адекватное развитие государства.

Сегодня образование является такой же сферой рыночных отношений, как промышленность, строительство, финансово-кредитные и другие системы. Производство образовательных услуг испытывает давление конкуренции, нуждается в рекламе и надежных путях реализации как в Казахстане, так и за рубежом. В этой связи наиболее эффективным средством конкурентной борьбы может послужить использование образовательными учреждениями франчайзинга. «Франчайзинг способствует не только увеличению количества предоставляемых образовательных услуг и повышению их качества, но и росту интеллектуального уровня общества. Он обеспечивает доступ к различным уровням образования там, где ранее оно порой было недоступным», – считает исполнительный директор РАЧОО.

По мнению эксперта, особую актуальность в настоящее время образовательный франчайзинг приобретает за счет увеличения интереса к новому направлению развития системы образования. А именно, внедрение методов дистанционного обучения с использованием современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий. Применение учебными заведениями франчайзинга позволит создать образовательные сети с использованием дистанционных технологий, тем самым, предоставляя всем желающим равный доступ к качественному образованию.

Согласно статистике, в мире образовательные продукты и услуги, где используется франчайзинг, по количеству задействованных франчайзи занимают среднее место между такими направлениями бизнеса, как автомобильный транспорт и торговля непродовольственными товарами. К примеру, только в США таких предприятий насчитывается свыше 15 тыс., а их объем продаж оценивается более чем в $2,5 млн. В среднем объем продаж одним предприятием составляет $175 тыс.

Как говорят специалисты, франчайзинг особенно актуален при обучении профессионально ориентированным предметам, прежде всего бизнесу и менеджменту, инженерному делу и технологиям. «Франчайзинг в образовательной сфере, наряду с другими сферами экономики, может применяться в двух направлениях. Первое – это приобретение отечественными образовательными учреждениями лицензий (франшиз) у известных западных школ. Причем такие франшизы часто доступны не только компаниям, уже имеющим опыт педагогики и предпринимательства, но и стартовым инвесторам. Второе направление – это создание образовательными учреждениями отечественных франшизных систем, которые уже прочно зарекомендовали себя на рынке», – объяснила г-жа Садыкова.

По ее словам, сегодня франчайзинг в Казахстане продемонстрирован не только в таких отраслях экономики как торговля и производство, но и в образовательной сфере. Таким примером является работающая в Алматы школа «EF English First». ТОО «Интердиалог» приобрело лицензию шведского франчайзера в 2006 году, тем самым получив эффективно работающее готовое дело и влившись во всемирно известную сеть школ обучения английскому языку. Пакет франшизы этой школы включает в себя исчерпывающее пособие по управлению, подготовке персонала, авторскую учебную систему и дизайн школы, административно компьютерную программу, готовое маркетинговое решение и поддержку в рекламной кампании, а также доступ к ресурсам компании EF через интернет. Кроме того, шведский лицензиар оказывает постоянную поддержку и предоставляет помощь высококвалифицированных специалистов в деятельности казахстанского лицензиата. Срок договора о франчайзинге 10 лет. Стоимость лицензии составила $30 тыс. Роялти – 10 % от валового дохода.

Еще одним учебным заведением, работающим на условиях приобретения франшизы, стала столичная школа обучения иностранным языкам «Language Link». Франчайзинговый пакет этого учреждения включает в себя сборник рекомендаций по созданию и управлению учебным центром, услуги по найму квалифицированных преподавателей-носителей языка, систему тренингов и стажировок для преподавателей и административного персонала, методические материалы для преподавателей, маркетинговые и рекламные материалы, онлайн-поддержку преподавателей и администраторов. Стоимость франшизы – $15 тыс. Роялти составляет $ 1,5 тыс. в квартал за один учебный центр. Средний срок возврата инвестиций – 1,5-2 года.

Кроме того, в Казахстане в качестве франчайзи функционирует «Forex Club» – это российская франшиза, которая обучает принципам работы на рынке Forex. Сегодня только в каталоге Агентства франчайзинга более 40 предложений образовательных франшиз из стран Европы, США, Индии и России. Всего же предложений в сфере образовательного франчайзинга насколько сотен. Критерии инвестиций приобретения таких лицензий находятся в диапазоне от $10-200 тыс.

«Помимо приобретения франшиз в образовательной сфере, ряд казахстанских образовательных учреждений уже стоят на пути создания собственных франшизных систем, и встать на этот путь, на наш взгляд, могли и многие другие, например – МШ «Мирас», ОФРО «БЭСТ», УО Школа «Достар». Таким образом, франчайзинг в образовательной сфере уже используется в Казахстане, и он оказывает свою положительную роль», – заключила г-жа Садыкова.

По ее прогнозам, уже в ближайшее время в республике в сфере образования появятся не только новые лицензиаты международных франчайзинговых сетей, но и отечественные франшизы, что положительно скажется на экономическом и интеллектуальном развитии всего казахстанского общества.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

франчайзинг франшиза образование образовательный франчайзинг

30.04.2009 • 18:54 2901

Поделиться
Образовательный франчайзинг казахстанского производства
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus