USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96923.40$
-156.100

Не время для обещаний

Перспективы поставок газа в Европу так и не прояснилисьПроект строительства газопровода Nabucco переходит в виртуальность в связ...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Перспективы поставок газа в Европу так и не прояснились

Проект строительства газопровода Nabucco переходит в виртуальность в связи с отказом Казахстана, Узбекистана и Туркменистана подписывать совместную декларацию о подготовке к строительству, считает Анна Анненкова. Аналитик ИК «Баррель» уверена, что Nabucco – проект «политического пиар-хода». Основная причина его недееспособности – это отсутствие ресурсов, а именно договоренностей о том, из каких стран будет поступать газ. «По проекту отсутствуют конкретные контракты и обязательства, а, ориентируясь только на декларацию о подготовке к строительству, ни один инвестор вкладывать такие огромные деньги в реализацию проекта не будет», – уверена г-жа Анненкова. 

Аналогичное мнение в интервью «Капитал.kz» высказал старший аналитик нефтегазового сектора ИФК «Метрополь» Александр Назаров. 

«Исторически моя позиция относительно проекта была такой, что из-за ресурсной базы его, по большому счету, следует считать «мертворожденным». Однако эксперт отметил, что, с другой стороны, последние несколько месяцев на фоне небольшого конфликта между Россией и Туркменистаном, а также заявлений США о том, что они готовы снять часть с санкций с Ирана для наполнения трубопровода, разговоры о том, что Nabucco может быть построен по плану и в соответствии со сроками, возобновились. 

Казахстан, Узбекистан и Туркменистан тем временем не подписали совместную декларацию о подготовке соглашения по строительству газопровода Nabucco. В рамках саммита «Южный коридор – шелковый путь» в Праге Европейский союз планировал достичь соглашений и обсудить вопросы строительства трубопровода. В столицу Чешской Республики приехали представители восьми государств Центральной Азии и Ближнего Востока: Азербайджана, Грузии, Турции, Туркменистана, Узбекистана, Египта, Ирака и Казахстана. США, Россия и Украина были приглашены в качестве наблюдателей.

Политическая декларация по итогам саммита должна была обеспечить Европу безопасными поставками газа из среднеазиатского региона и стран Ближнего Востока. Таким образом, европейские государства намерены снизить энергетическую зависимость от основного поставщика газа в регион – России. 

Как утверждал аналитик Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, ключевой вопрос саммита – участие и решение со стороны Туркмении, на которую Европа в данном проекте возлагает особые надежды. 

Однако Туркменистан, наряду с Ираком, Узбекистаном и Казахстаном отказались подписывать декларацию. В итоге в рамках саммита Евросоюз достиг соглашений с лидерами Азербайджана, Грузии и Турции. Организаторы саммита отметили важность достижения договоренностей с Турцией, которая в июне присоединится к строительству газопровода. Для Евросоюза это значительное продвижение в переговорах с турецкой стороной, открывающее возможности для выхода к энергетическим ресурсам Каспийского моря. 

Как пишет rbcdaily, ранее Анкара выдвигала условия о дополнительной плате за прокачиваемый газ и около 15% газа требовала по сниженным ценам. Однако на этот раз, по данным источника, сторонам удалось договориться и приблизиться к заключению соглашений. Кроме того, желание присоединиться к Nabucco выразил Египет. 

Анна Анненкова считает, что вся «загвоздка» саммита была в том, чтобы убедить центральноазиатские страны подписать серьезные контракты на поставку ресурсов в будущем. «У Евросоюза также имеется вариант поставок газа из Ирана, но в любом случае только на Иран ориентироваться они не будут, так как это достаточно рискованно», – рассказывает аналитик. Г-н Назаров отметил, что в связи с наличием у проекта проблемы наполнения ресурсами рассматриваются три основных поставщика– Иран, Туркменистан и Азербайджан. «После достижения договоренностей между Россией и Азербайджаном Ильхам Алиев говорил о том, что азербайджанский газ преимущественно пойдет через Киев, а не через Туркменистан. Однако после отказа Узбекистана, Казахстана и Туркменистана подписывать данный договор у Nabucco не остается поставщиков кроме Ирана, который, несмотря на все заявления США, является крайне нестабильным партнером», – комментирует аналитик. 

Анна Анненкова тем временем уверена, что, по большому счету, вся надежда европейского газового проекта сосредоточена на туркменском и казахстанском газе. Аналитик заметила, что поскольку сейчас Казахстан и Туркменистан отказываются подписывать серьезные соглашения и налагать на себя обязательства, Nabucco «как был на бумаге, так на бумаге и останется». 

Средняя Азия осторожничает

Как сообщает информационное агентство Интерфакс-Казахстан, у Казахстана сейчас имеется ряд причин для отказа поддержки проекта Nabucco. В числе основных причин были отмечены как экономические, так и геополитические факторы. 

В ходе саммита страны Средней Азии заявили, что документ, представленный ЕС, недостаточно доработан. Источник пишет, что Казахстан намерен проанализировать проект с точки зрения его экономической эффективности, а также «дорожить геополитическими интересами» с учетом позиции России относительно проекта Nabucco и ее минувшего противостояния по газовому вопросу с Украиной. Следует отметить, что строительству Nabucco Россия противопоставляет другой газопровод – «Южный поток», – совместный проект российского «Газпрома» и итальянской ENI. Газопровод пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Далее его две ветви протянутся через Балканский полуостров в Италию и Австрию. По проекту трубопровод должен вступить в строй к 2013 году, его пропускная способность должна составить 30 млрд. кубометров газа в год. При этом объем инвестиций в проект оценивается около 25 млрд. евро. Россия при этом заявляет, что не против реализации проекта Nabucco, но «Южный поток» считает более реалистичным и важным не только для России, но и для стран-импортеров газа. 

Среди причин отказа Казахстана в заключении договоренностей также было отмечено наличие у страны соглашений с Россией и Туркменистаном по строительству Прикаспийского газопровода. Кроме того, сегодня, прежде чем реализовывать крупные проекты, Казахстан требует урегулирования правового статуса Каспия. 

Отказ среднеазиатских стран подписывать декларацию о подготовке к строительству следует рассматривать в качестве весомого удара по проекту, который был придуман европейскими странами в качестве рычага давления на Россию. «Теперь этот козырь потерян для Евросоюза в борьбе за независимость от российского газа. А если Туркменистан и Казахстан будут сотрудничать больше с Россией, это только усилит позиции российской стороны в переговорах с европейскими странами относительно поставок газа», – уверена аналитик ИК «Баррель». По ее мнению, даже если Иран сейчас подпишет контракты и пообещает поставить газ, в любом случае столь крупный инвестиционный проект будет оправдан только при том условии, если контракты и соглашения будут подписываться несколькими поставщиками. 

Александр Назаров тем временем уверяет, что проект является долгосрочным и рассматривать его в качестве устойчивого фактора влияния на газовый баланс Европы не стоит, по меньшей мере, ближайшие лет десять. По мнению аналитика, сейчас в позиции среднеазиатских стран изменится многое. До стабилизации потребления газа в Европе и до стабилизации экспортных потоков через Россию и Среднюю Азию делать прогнозы относительно реализации газовых проектов сложно. «Сегодня все производители газа: и Россия, и Средняя Азия сокращают свою добычу из-за снижения мирового спроса. Когда спрос на газ стабилизируется на определенном уровне, станет ясно, какие свободные топливные ресурсы имеются в наличии у стран поставщиков», – комментирует эксперт. По его словам, эффективность строительства новых газопроводов, в том числе и Nabucco, будет определена в перспективе и только при наличии достаточного спроса. По прогнозам аналитика, окончательно ситуация прояснится в третьем квартале этого года, именно тогда «прояснятся перспективы «у большого европейского газового баланса и у всех потенциальных газопроводов соответственно». 

А газа и нет

Как рассказывает Анна Анненкова, Nabucco нужен скорее европейским странам, чем поставщикам. По ее мнению, раньше странам Средней Азии была не очень выгодна полная зависимость от России, и они стремились к диверсификации маршрутов поставок. Как считает г-жа Анненкова, тогда и были подписаны некоторые соглашения о взаимопонимании по проекту Nabucco, которые давали «какую-то дистанцию от России и хотя бы видимый, небольшой суверенитет, а также налаживание связей с Европой». Но, как утверждает аналитик, сейчас у стран-поставщиков Средней Азии появился другой рынок сбыта – Китай, что и без Nabucco дает некоторую долю диверсификации. 

В то же время Анна Анненкова уверяет, что газовых ресурсов у добывающих стран оказалось не так много и что сильно нарастить добычу, как оказалось, практически невозможно. Как сообщает информационное агентство «Интерфакс-Казахстан», министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев сообщил, что в Казахстане может возникнуть дефицит газа на внутреннем рынке уже после 2020 года. Согласно прогнозам энергетического ведомства, при этом ежегодном росте потребление газа населением составит 13%. Г-н Мынбаев уверяет, что при неутверждении реализации третьего этапа Карашаганакского проекта, а также при росте потребления газа населением и реализации огромного количества индустриальных проектов дефицит газа в Казахстане для поставок на внутренний рынок возникнет после 2020 года. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов, если Казахстан реализует третий этап проекта по Карашаганаку, то при всех прошлых допущениях дефицит газа наступит на 10 лет позже предыдущего прогноза. 

По словам г-жи Анненковой, в сфере этих изменившихся условий Nabucco неумолимо теряет, и будет терять позиции. «В связи с нехваткой ресурсов пострадают некоторые направления, а с Китаем в этом случае связи гораздо сильнее. Китайская сторона готова финансировать проекты и строить, более того, газопроводы уже строятся, поэтому газопровод Евросоюза Казахстану не будет интересен», – уверяет Анна Анненкова. 


Справка. Nabucco – проект строительства газопровода из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. По предварительным подсчетам, стоимость газопровода составит порядка 10 млрд. евро. Строительство первой очереди газопровода намечено на 2010-2012 годы. Первые поставки газа по нему ожидают в 2014 году, а через четыре года после введения в эксплуатацию пропускную мощность газопровода планируется довести до 30 млрд. кубометров газа ежегодно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.