Реакция алматинских властей показывает их непонимание проблем энергокомплекса города
Решением руководства госфонда национального благосостояния «Самрук-Казына» снят с должности глава АО «Алатау Жарык Компаниясы» (АЖК, преемник АО «Алматы Пауэр Консолидейтэд») Серик Оспанов. Этим же документом заместителю председателя правления АО «Самрук-Энерго» Есбергену Абитаеву объявлен выговор за неудовлетворительный контроль за деятельностью АО «АЖК». Столь жесткие меры стали реакцией на аварию на подстанции № 118 «Арман» в Медеуском районе Алматы. 1 мая 2009 года в результате короткого замыкания аварийно отключилась подстанция, и в течение нескольких часов значительная часть Медеуского района оставалась без электроснабжения. Это четвертая крупная по счету авария в 2009 году на подстанциях компании.
Казалось бы, ничего страшного в той аварии не произошло, так как отключения городских потребителей минувшей зимой происходили регулярно, и, в принципе, это стало делом привычным. Однако у этой аварии есть два существенных отличия.
Первое: ЧП случилась после апрельской аварии в Кыргызстане, когда произошел перегруз южной энергосистемы Казахстана и отключения страны от объединенной энергосистемы Центральной Азии. Тогда аким Алматы Ахметжан Есимов потребовал от энергетиков возмещения убытков, понесенных потребителями города. Правда, он не уточнил, о какой сумме идет речь, и какую долю из этих денег должен получить акимат.
Второе: в этот день в Алматы находился с рабочей поездкой Глава государства Нурсултан Назарбаев. Поэтому понятен гнев градоначальника. Тем более был отключен элитный район Алматы.
Между тем технический анализ показывает совсем безрадостную картину. Не совсем в пользу городских властей. И это накладывает серьезные ограничения на будущее экономическое развитие города.
Энергосистема Алматы работает на пределе своих возможностей. Технический анализ показывает, что подобные аварии вполне естественны, и они будут продолжаться до тех пор, пока не будут приняты более решительные меры. Так, в АЖК не хватает трансформаторных мощностей. Сейчас износ оборудования по Алматы и Алматинской области составляет 70-90%, а трансформаторные мощности перегружены более чем на 140%. Перегружены все центральные районы города. По инвестиционному плану развития компании мощности 70% перегруженных подстанций будут увеличены только к концу 2011 года.
На балансе АО АЖК находится порядка 30 тыс. км линий электропередачи (ЛЭП), более 200 подстанций 35 кВ и выше, более 7 тыс. трансформаторных подстанций 6-10 кВ.
Большинство из имеющихся подстанций работает более 30 лет. Созданное по проектам 1950-60 годов оборудование сетей АО «АЖК» состарилось не только физически, но и морально. Более 90% используемого электросилового оборудования снято с производства, и ремонтные запасные части уже не выпускаются заводами-изготовителями.
Для нормального функционирования энергосистемы должен осуществляться не только текущий ремонт, но и должны быть постоянные инвестиции в модернизацию и новое строительство. 40-50% существующих мощностей энергетической системы нужно обновлять каждые 15 лет, что и делалось в период с 1951 по 1990 гг. С 1995 года по 2005 год в энергосистеме осуществлялся только текущий ремонт. Это стало причиной роста числа отказов в сети: в 2007 году – 1086 отказов, в 2008 – 1161 отказов, а за 4 месяца 2009 года – уже 297 отказов.
Для сравнения можно привести такие данные. Из всех ЛЭП введены в эксплуатацию: в 1948-1951 гг. – 0,36%, в 1951-1975 годах – 47,74 %, в 1976-1990 гг. – 43,35 %, в 1991-2007 гг. – 8,55%. В период с 1954 по 1975 год в Алматы было построено 43,26% всех подстанций 220-0,4 кВ, в период 1976-1995 – 51,97%. И только 4,21% – начиная с 1996 года.
Затраты на ремонт и восстановление электрооборудования АО «АЖК» в 2007 году составляли 780 млн. тенге, в 2008 году – 1,49 млрд. тенге, в 2009-ом – запланировано затратить 1,87 млрд. тенге. Однако эти средства выделяются только на ремонт старого оборудования.
Средства на строительство новых сетей и ремонт действующих энергосистема может получить только из двух источников: от акиматов Алматы и Алматинской области, а также через повышение тарифов на отпускаемую электроэнергию. Однако местные власти весьма неохотно участвуют в планах модернизации АЖК, что и понятно. Но и, вместе с антимонопольным ведомством, не позволяют привлекать средства на развитие, жестко контролируя тарифную политику энергокомпаний.
В последние два года Правительство Казахстана и акимат Алматы усиленно «молятся» на проект «Север-Юг», который должен покрыть дефицит электроэнергии за счет поставки ее из энергоизбыточной Павлодарской области. Но ситуация может так и остаться критической, так как энергосистема Алматы остается архаичной и не успевающей за развитием города.