Политические и экологические аспекты проекта газопровода «Северный поток»
В рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге международного экономического форума на нескольких встречах был вновь рассмотрен вопрос о ходе строительства газопровода «Северный поток». Информационные агентства сообщили, что эта тема должна была обсуждаться на переговорах президента России Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен. Помощник президента РФ Сергей Приходько отметил, что в контексте энергетического диалога взаимодействию в рамках проекта «Северный поток» будет уделено приоритетное внимание.
Тема энергетики поднималась и на встречах польской делегации с российскими партнерами. По словам вице-премьера, министра экономики Польши Вальдемара Павляка, переговоры носили позитивный характер. И это несмотря на то, что Варшаве предпочтительнее видится газопровод не по дну Балтийского моря, а по суше. По мнению г-на Павляка, в таком варианте все было бы гораздо проще и экологически безопаснее. Рассмотрение этих вопросов будет продолжено в ходе предстоящего визита в Польшу главы российского правительства Владимира Путина.
На прошедшей неделе вопросы реализации проекта «Северный поток» обсуждались и на встрече российского премьера с его финским коллегой. На пресс-конференции по итогам встречи Владимир Путин заявил, что необходимо ускорять процесс строительства газопровода, так как в конце июня – начале июля может быть полностью остановлен транзит российского газа в западные страны через Украину в связи с перебоями в оплате.
«При первом же сбое в оплате «Газпром» имеет право потребовать предоплату. Не будет ее – не будет и газа. Без закачки в подземные хранилища Украина выжить не может, так что вынуждена будет отбирать газ из экспортной трубы. Я просил бы европейских коллег не оставлять нас один на один с данной проблемой. В конце июня – начале июля это может привести к полной остановке транзита. Нужно что-то делать вместе и побыстрее. Стоит ли ускорять строительство «Северного потока»? Конечно, желательно!», – заявил премьер-министр РФ.
«Северный поток» или заводы СПГ?
Напомним, в ноябре 2008 года Владимир Путин заявлял, что Россия может свернуть строительство амбициозного проекта в ответ на недовольство балтийских стран относительно прокладки газопровода по дну их территориальных вод. Если Европе он не нужен, взамен трубопровода Россия может сконцентрироваться на строительстве заводов по сжижению природного газа (СПГ), говорил тогда российский премьер.
Сама идея по строительству заводов СПГ в целом интересна для России, так как позволяет диверсифицировать поставки, считает Анна Анненкова, аналитик ИК «Баррель». Газопровод, помимо укрепления сотрудничества и партнерства, несет в себе и некую зависимость от стран-импортеров. «Если заводы построить в Мурманске или, к примеру, на Новой Земле, то газ можно будет транспортировать не только в страны Европы, но даже и в Америку, то есть Россия получила бы в этом больше свободы. Проблема в том, что Россия продает очень большие объемы газа, и в любом случае строительство газопровода необходимо», – полагает г-жа Анненкова.
По мнению аналитиков, на тот момент слова о сворачивании проекта больше напоминали слова устрашения, чем руководство к действию. Как показывает время, аналитики были правы, хотя строительство газопровода сопровождается рядом проблем, среди которых на первое место выдвигается экологическая составляющая.
Экология или политика?
Вопрос экологической безопасности очень беспокоит финскую сторону. По словам премьер-министра Финляндии Матти Ванханена, сейчас идет процесс оценки воздействия газопровода на окружающую среду. Заключения должны быть подготовлены к началу июля, а окончательное решение будет вынесено в октябре текущего года.
Отметим, что в рамках реализации проекта строительства газопровода «Северный поток» уже проведены комплексные исследования возможного воздействия на экосистему Балтийского моря, и все полученные результаты учтены при проектировании газопровода. В соответствии с транснациональным статусом проекта обеспечивается проведение оценки воздействия на окружающую среду согласно положениям Конвенции Эспо (прим. ред. – конвенция принята 25 февраля 1991 года в Эспо (Финляндия), вступила в силу 10 сентября 1997 года, ее подписали 42 страны).
Масштабные экологические исследования проведены вдоль всей трассы газопровода. По результатам международных консультаций дополнительно изучались зоны, где возможны дальнейшая оптимизация маршрута и минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Среди проблем, которые волнуют экологов, захоронения химического оружия в Балтийском море, мины, оставшиеся со времен Второй мировой войны, влияние газопровода на рыбную ловлю и судоходство. По мнению международной коалиции «Чистая Балтика», может пострадать прибрежная экосистема Финского залива.
Представители «Гринпис» выдвинули даже такие опасения, что наращивание экспорта газа через «Северный поток» приведет к строительству в России новых ядерных электростанций, потому что значительный объем природного газа пойдет на экспорт.
В ответ на опасения экологов представители компании – оператора газопровода Nord Stream AG заявляют, что компания взяла на себя обязательства по сохранению экологии Балтийского моря. Газопровод спланирован с учетом специфики этого уникального региона и будет построен с использованием хорошо зарекомендовавших себя экологически безопасных технологий. В мире есть несколько морских трубопроводов, подтверждающих надежность таких технологий.
Что касается опасности контакта с захоронениями химического оружия, в отчете об экологическом воздействии проекта, подготовленном компанией Nord Stream AG, говорится, что «вероятность контакта с химическими боеприпасами мала. Однако маршрут все же проходит вблизи двух известных районов захоронения боеприпасов у островов Борнхольм и Готланд... Учитывая малую вероятность контакта с такими боеприпасами, воздействие оценивается как умеренное для морского бентоса и низкое для других биологических рецепторов. Воздействие на социальную и социально-экономическую среду считается незначительным. При случайной детонации обычных боеприпасов воздействие будет аналогичным плановому обезвреживанию боеприпасов, несмотря на низкую или умеренную вероятность данного события».
«По проекту есть объективные рекомендации, которые надо выполнить, чтобы минимизировать воздействие, но нет таких проблем, которые бы делали невозможным прокладку этого газопровода», – заявил в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» Алексей Книжников, координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России. По словам эксперта, на этапе разработки проекта и проведения оценки воздействия на окружающую среду не все было выполнено так, как необходимо.
«На этот счет экологические организации стран высказались в той или иной степени радикальности. Но если это отбросить, то там объективно есть вещи, которые нужно доработать. К примеру, проект планируется в нескольких территориальных водах, он затронет особо охраняемые природные территории, – отмечает он. – На этапе анализа воздействия на окружающую среду не в полной мере была проведена оценка последствий, не предусмотрены компенсационные меры, не разработаны сезонные ограничения».
Второй пример – вопрос испытаний этого газопровода. Когда будут проводиться испытания, возможен выход гидравлической жидкости в мелководной части, что недопустимо, так как может оказать слишком большое термическое и химическое воздействие. Технически возможно эту жидкость транспортировать на берег и вкачивать в резервуары, а потом уже каким-то образом вывозить. Но главный вопрос – не выпускать ее в мелководную зону. «Третий пример, – по словам эксперта, – маршрут в районе острова Готланд. Проведенные российскими экологами оценки говорят о том, что южный вариант маршрута представляет большие риски из-за интенсивного судоходства и вторжения трубопровода в границы создаваемого Ингерманландского заповедника. Такого рода вопросы еще остаются, их надо рассматривать».
Владимир Путин в ходе своего визита в Финляндию заявил, что участники проекта готовы идти на уступки в связи с экологическими требованиями Финляндии, в том числе скорректировать маршрут прокладки трубы. «Участники проекта готовы реализовать любой маршрут, который будет более приемлемым для финской стороны – севернее Готланда, южнее Готланда», – сказал премьер-министр России.
В целом же, по мнению аналитиков, за экологическими претензиями порой явно прослеживаются политические мотивы.
«Нет там нерешаемых экологических проблем, есть только политическая составляющая со стороны Финляндии и стран Прибалтики», – подчеркнул в интервью «Капитал.kz» Александр Разуваев, начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал».
Такого мнения придерживается и Наталья Мильчакова, аналитик ФК «Открытие». «Экологических противопоказаний по этому проекту нет. Есть опасения некоторых участников, которые либо не совсем осознают значение этого проекта для Европы, и в частности, для своих стран, либо ставят локальные интересы выше общих»,– считает г-жа Мильчакова, По ее словам, в Евросоюзе все спорные вопросы решаются путем переговоров и свободной дискуссии. Те страны, которые выдвигают наибольшее количество политических аргументов, рано или поздно удастся убедить. И в этих случаях нередко оказывается, что политические аргументы – только ширма, за которой скрываются коммерческие аргументы. Как, например, у Польши, которая желает, чтобы газопровод проходил через ее территорию, а не через территорию других стран.
В срок или с опозданием?
Ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока» пропускной способностью 27,5 млрд. кубических метров газа в год намечен на 2011 год. Строительство второй, параллельной нитки газопровода планируется завершить к 2012 году. На этом этапе планируется удвоение пропускной способности – до 55 млрд. кубических метров в год.
«Это европейский проект, и все европейские государства проголосовали за него. Он будет запущен в срок, как и планировалось, в 2011 году по трубопроводу поступит первый газ», – заявил в мае текущего года бывший канцлер Германии и председатель комитета акционеров компании – оператора проекта Nord Stream AG Герхард Шредер.
Он отметил, что международный консорциум инвестировал только на экологическую составляющую «Северного потока» 100 млн. евро, а общий объем инвестиций в проект, по данным компании Nord Stream AG, превысит 5,5 млрд. евро.
Президент России призывает не драматизировать ситуацию, связанную с согласованием маршрута прокладки трубопровода «Северный поток». Дмитрий Медведев выразил надежду, что «проект будет реализован в те сроки, которые оговаривали».
И все же, по мнению аналитиков, экологические вопросы могут стать фактором, влияющим на сроки реализации проекта. Об этом также заявлял министр энергетики России Сергей Шматко. Это может, по его словам, «повлиять на сроки реализации проекта, но «некритично».
По прогнозам Натальи Мильчаковой, единственный реальный фактор, который может помешать строительству – это экономический кризис. Свою роль в замедлении процесса может сыграть и падение спроса на газ в Европе, но, по данным «Газпрома», спрос уже начинает восстанавливаться.
Эксперты ожидают, что к 2015 году Европа будет импортировать дополнительно 75% потребляемого природного газа, по сравнению с 57% в 2005-ом, поэтому до 2013 года ЕС планирует расширить передаваемые мощности импортируемого газа до 100 млрд. кубических метров.
Справка. Газопровод «Северный поток» – это принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.
Проект разрабатывался несколько лет. В декабре 2000 года решением Европейской комиссии проекту «Северный поток» был присвоен статус «TEN» (Трансевропейские сети), который был в очередной раз подтвержден в 2006 году. Поставки газа по Nord Stream в Германию (E.ON Ruhrgas, Wingas), Францию (Gaz de France), Данию (Dong Energy) и Великобританию (Gazprom Marketing&Trading) уже законтрактованы до 2035 года.
Основной ресурсной базой для поставок природного газа по Nord Stream определено Южно-Русское нефтегазовое месторождение в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, являющееся одним из крупнейших в мире. Начальная точка морского маршрута – береговая компрессорная станция в бухте Портовая (близ Выборга Ленинградской области). Дальше труба уходит в Финский залив и пересекает по дну акваторию Балтийского моря до немецкого городка Грайфсвальд. Протяженность по дну Балтики – 1189 км, по территории Германии и Нидерландов – 651, по Великобритании – 263 км.