Турция подпишет межправительственное соглашение по проекту Nabucco
17 июня турецкий министр энергетики и природных ресурсов Танер Йилдыз заявил, что в июле все-таки состоится неоднократно переносившееся подписание межправительственного соглашения по проекту Nabucco, сообщает сайт oilcapital.ru. Турция не будет чинить препятствий прокладке газопровода, хотя еще в середине января турецкий премьер Тайип Эрдоган заявлял, что его страна может вообще отказаться от поддержки этого проекта, если Брюссель не возобновит переговоры о принятии страны в ЕС. Косвенно соглашения по Nabucco всегда связывались с продвижением вперед в переговорах Анкары и Брюсселя по поводу присоединения Турции к ЕС. Ситуация была разрешена на саммите, прошедшем в начале мая в Праге между ЕС и странами, имеющими отношение к этому проекту. Удалось добиться соглашения о транзите газа на основе себестоимости. «Евросоюзу удалось убедить турок отказаться от претензий получать по заниженной цене 15% газа, который планируется прокачивать по трубопроводу, что подвергало риску рентабельность всего проекта. Турция приняла все наши условия безоговорочно», – заявил тогда комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрес Пиебалгс.
Если Турция снимает свои притязания на то, чтобы быть перепродавцом этого газа и согласится выполнять роль страны-транзитера, возможно, и не получая 15% транзитного газа по сниженным ценам, это будет шаг в осуществлении этого проекта. Такого мнения придерживается Валерий Нестеров, аналитик ИК «Тройка-Диалог».
Вообще, Анкара в последние годы серьезно повышает свой политический вес на европейской арене, усиливая свою роль, считает Анна Анненкова, аналитик ИК «Баррель». Связано это с политическими и экономическими моментами. Возможно, Турция пришла к выводу, что проекту сейчас мешать не нужно, выгоднее всячески его поддерживать. Пусть трубопровод начнет строиться, проект заживет своей жизнью, а уже потом можно будет договариваться об определенных льготах. Ведь до сих пор проект Nabucco носил больше номинальный статус, не было ни одного соглашения с потенциальными экспортерами газа. Сейчас активизировались переговоры и с Ираном, и с Туркменистаном.
«С другой стороны, я бы не сказала, что именно подписание Турцией соглашения по проекту даст ему второе рождение. Турция – это транзитная страна, от нее не так много зависит», – считает г-жа Анненкова. Самое главное и первостепенное для Nabucco – это серьезные долгосрочные контракты на поставку газа от основных потенциальных стран-экспортеров. Все остальное вторично.
У проекта Nabucco 2 минуса, говорит Александр Разуваев, начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал». Основной и общеизвестный – это заполнение трубы, при этом до сих пор непонятно, как поведет себя Туркменистан. Туркмены посетили пражский саммит, но отказались связать себя обязательствами. Второй момент – достаточно рискованные с точки зрения геополитики территории, через которые должна проходить труба.
Как пишет The Guardian, Nabucco является ключевым проектом, предназначенным для разрушения «мертвой хватки» Кремля над европейским импортом газа. Он является попыткой обезопасить европейские газовые нужды, одновременно ограничив контроль Москвы и газового монополиста «Газпрома» над линиями поставки. Аргументация в пользу Nabucco была усилена газовой войной России и Украины в начале 2009 года, подорвавшей поставки газа в Европу. Известно, что проект лоббировался американцами, а Европа вернулась к нему из-за риска повторения газового кризиса.
Еще одним фактором, склонившим Анкару к подписанию соглашения, некоторые аналитики называют желание Турции «наказать» Россию за то, что она всячески препятствует продвижению турецкой продукции на российский рынок. Но аналитикам, опрошенным «Капитал.kz», эта версия показалась не совсем состоятельной.
«Периодически все друг друга хотят наказать. Азербайджан, к примеру, предлагал осуществлять поставки газа через Россию с целью оказания давления на Турцию. Все это нельзя принимать за чистую монету», – считает Валерий Нестеров. С Россией нельзя так поступать еще и потому, что она поставляет основную часть газа из двух источников и намеревается эти поставки увеличивать. Турция может зарабатывать на этом деньги, получая дополнительный газ от России по расширенному проекту.
И все же аналитики согласны с тем, что в жизни проекта наметился очевидный прорыв. Соглашение, которое будет подписано в Анкаре предположительно 25 июня, станет мощной поддержкой проекту. Окончательное решение по вопросу финансирования проекта будет принято в конце 2009 – начале 2010 года.
Москва со своей стороны активизирует действия по продвижению проекта «Южный поток». Достигнута договоренность между «Газпромом» и итальянской компанией ENI о повышении пропускной способности «Южного потока» до 63 млрд. кубометров в год. Предложение России об удвоении пропускной способности «Южного потока» может представлять угрозу для Nabucco. Она обретет угрожающие масштабы, если станет понятно, что Россия будет выделять дополнительные объемы газа для проекта не из собственных ресурсов, а задействует газ из каспийских и среднеазиатских месторождений. Тогда у Nabucco могут возникнуть дополнительные проблемы с сырьевой базой.
На данном этапе оба проекта больше существуют на бумаге. У Nabucco не было поставщиков, а «Южный поток» очень дорого стоит. Его ориентировочная стоимость оценивается в 25 млрд. евро, в то время как «Северный поток», к примеру, стоит 7,5 млрд. евро.
И все же, по мнению Анны Анненковой, у «Южного потока» пока больше преимуществ, чем у Nabucco. «Это уже точно гарантированные поставки газа и, скорее всего, это уже деньги. Потому что в любом случае «Газпром» деньги найдет. Его могут прокредитовать и российские, и европейски банки. Это серьезный игрок, с которым нельзя не считаться», – полагает аналитик ИК «Баррель». Это мнение разделяет и Александр Разуваев. «Южный поток» пока выглядит перспективней, потому что точно известно, откуда брать сырье», – говорит аналитик.
Валерий Нестеров напротив, считает, что перед «Южным потоком» остается по-прежнему много препятствий, а у Nabucco в последние месяцы наметился явный прогресс, и, возможно, именно этот проект первым сдвинется с мертвой точки.