Роль гостиничного бизнеса в современной экономике постоянно растет. Страны, ранее занимавшие ведущие роли в гостиничном бизнесе, уходят на вторые и третьи роли. На смену им приходят новые лидеры. Речь, как несложно догадаться, идет о Турции – как идеальном сочетании природного климата с благоприятным инвестиционным. О том, как гостиничный сектор в этой стране достиг невероятных успехов, превратив ее в наиболее популярный у туристов со всего мира курорт, в интервью «Капитал.kz» рассказал Ахмет Баш, исполнительный директор гостиничных комплексов Sunrise Park Resort & SPA и Starlight Convention Center.
– Как Вы оцениваете сегодняшний гостиничный бизнес Турции?
– Гостиницы сегодня – симбиоз множества бизнесов. С одной стороны, это высокотехнологичный и ликвидный объект недвижимости, с другой – предприятие сервиса. Поэтому под одной крышей умещаются и вполне самодостаточный с точки зрения бизнеса ресторан, и салон красоты, и спортивный комплекс, и бизнес-центр, и собственно гостиница.
Несмотря на растущую конкуренцию гостиничного бизнеса в Турции, его прибыльность тоже продолжает расти. Способствуют этому и постоянно развивающиеся социальная и транспортная инфраструктуры. Для привлечения туристов в холодное время года некоторые отели возводят дополнительные сооружения, поля для гольфа, концертные залы, теннисные корты, искусственные ландшафты и т. д.
– Выгодно ли строительство отелей на территории Турции?
– Безусловно. Во-первых, здесь максимально облегчены условия кредитования. В частности, кредиты на строительство гостиниц турецкие банки выдают под 4% годовых. А во-вторых, строительство в теплом климате, как у нас, обходится дешевле, чем в более суровом. В Турции много современных строительных фирм, работающих быстро и качественно, а высокие темпы в сочетании с экономичностью создают возможность для ускоренного оборота капиталовложений.
Одним из наглядных показателей коммерческой выгоды гостиничного бизнеса в Турции является и то, что сегодня в него активно внедряются известные гостиничные гиганты. Такие как Rixos, IC Hotels, Delphin, Holiday.
– Принимают ли участие в развитии гостиничного бизнеса иностранные инвестиции?
– На заре становления туристической отрасли практически все капиталовложения в этот сегмент турецкой экономики делали турки. Иностранные инвесторы до последнего времени лишь выступали компаньонами наших граждан. Сегодня же иностранные инвестиции активно привлекаются в экономику Турции.
– Сможет ли инвестор, решивший вкладывать средства в гостиничный бизнес Турции, заранее гарантировать себе не только возвращение вложенных средств, но и прибыль?
– В современных условиях инвестиции в гостиничный бизнес становятся весьма привлекательными. Как правило, строительство отелей категории «пять звезд» требует более значительного объема инвестиций, чем 3-х и 4-хзвездочных – в среднем это обходится в $100 млн. Но уже в первый год работы 5-извездочная гостиница приносит от $2 до 4 млн., притом, что ее содержание обходится на порядок меньше.
– Каковы сроки окупаемости гостиничных проектов?
– До мирового финансового кризиса сроки окупаемости отелей в Турции, как и во всем мире, составляли около 10 лет, после чего они начинали приносить постоянную прибыль. Но сегодня экономическая нестабильность внесла свои коррективы, и сроки окупаемости отодвинулись еще где-то на 5 лет. Так и в отношении гостиничного комплекса Starlight Convention Center, который мы официально и в полной мере запустили в этом году, установлен срок около 15 лет, тогда как расходы на его строительство составили более $150 млн. И если в течение 3 лет отель не зарекомендует себя у потребителей как самый лучший, то наши прогнозы насчет окупаемости в течение 15 лет не оправдаются.
– Какие еще трудности нанес мировой финансовый кризис гостиничному бизнесу?
– В последнее время на рынке наблюдается демпинг цен. В основном к таким способам привлечения туристического потенциала прибегают отели, которые либо плохо зарекомендовали себя на рынке, либо сталкиваются с трудностями из-за особенностей своей концепции в притягивании внимания потребителей. А некоторые отели, работающие по всем мировым стандартам, наоборот увеличили цены на 20-30%.
– С какими казахстанскими туроператорами Вы сотрудничаете?
– Отели Sunrise Park Resort & SPA и Starlight Convention Center сотрудничают с многими, но дружат – с единицами. И в этом плане хотелось бы отметить компанию Olimpik tour KZ, которая зарекомендовала себя как профессиональный игрок в туристическом бизнесе. Мы, в свою очередь, предлагаем какие-либо специальные предложения или скидки на раннее бронирование, которые порой доходят до 10-30%. Поэтому казахстанцы становятся частыми гостями в наших отелях, где их встречает приветливый персонал.
– Скажите, какие качества должны быть у работника гостиницы?
– Доброта, искренность, вежливость, открытость, лояльность, дисциплинированность – это все, что требуется для начала. Нам, прежде всего, нужен нормальный, вменяемый человек, который хочет работать, и которого можно этому научить. Хотя гостиница внешне и производит впечатление некой элитарности, эффекта, роскоши, красоты – на самом деле это место очень тяжелого, практически ненормированного труда. Да и заработная плата не такая уж высокая, как думают некоторые, а ответственности, напряжения в течение рабочего дня более чем достаточно.
– Достаточно ли, на Ваш взгляд, специалисту, работающему в гостиничной сфере, знания одного иностранного языка?
– Прекрасный уровень владения персонала иностранным языком – визитная карточка отеля международного класса. Конечно же, знание 2-3 иностранных языков, помимо английского, особенно французского, немецкого или испанского, является преимуществом при поступлении на работу в гостиницу международного уровня. Но не для всех работников нужно великолепное знание английского, хотя для менеджеров, руководителей отделов это непременное условие.
- На Ваш взгляд, каковы перспективы карьерного роста в гостиничной сфере?
- Перспективы очень большие – гостиницы строятся как грибы. Другое дело, что я был и остаюсь сторонником того, что любой работник гостиничного бизнеса должен начинать свою карьеру с самой маленькой ступеньки – официанта или уборщика, а потом постепенно подниматься до уровня менеджера, проходя при этом все ступени карьерного роста. Хороший менеджер – это тот, который знает, как функционирует весь организм гостиницы.