Во сколько это обходится экономике?
Большинство блоггеров считают, что оказывают значительное влияние на политическую жизнь. Такого мнения придерживаются 57% респондентов, опрошенных блог-сервисом Technorati. 44% считают, что влияют на технологическую сферу, 35% – на жизнь звезд и распространение слухов и 20% уверены, что больше всего блоги повлияли на бизнес. Эти данные опубликованы в последней части ежегодного исследования Technorati «Состояние блогосферы». Совместно с социологами сайт опросил почти 3000 блоггеров (около половины – из США) и выяснил многое об их склонностях и методике заработка.
Политика и технологии, по мнению респондентов, и дальше будут главными сферами влияния блоггеров, однако они считают, что в ближайшем будущем бизнес-интересы выйдут на первое место.
Исследование было сосредоточено на «профессиональных» блоггерах – тех, кто зарабатывает на блоге, использует его в бизнесе или ради карьерного роста.
В среднем опрошенные ведут по 3 – 4 блога. 27% тратят на блоги 1 – 3 часа в неделю, а 26% – меньше часа. Половина опрошенных обновляют блог 1 – 3 раза в неделю.
Часть можно с натяжкой отнести к профессионалам в медиа. 35% работали прежде в традиционных СМИ, а 27% продолжают работать там сейчас. Причем больше всего блоггеров-журналистов (40%) упоминают об опыте работы в ежемесячных изданиях, значительно меньше (28%) – в еженедельной газете.
Остальные блоггеры не только не имеют опыта работы в традиционных СМИ, но и не очень ими интересуются: что касается других медийных ресурсов, то больше всего времени они тратят на просмотр ТВ, затем идут чтение блогов, общение в социальных сетях и только потом – радио и онлайн-газеты.
СМИ гораздо больше интересуются блогами, чем блоггеры – продуктами СМИ: 38% опрошенных блоггеров уже хоть раз цитировали в традиционных медиа.
Уровень и социальный статус блоггеров, отмечают в Technorati, продолжает расти. Две трети респондентов – мужчины, 60% – в возрасте 18 – 44 лет. У четверти опрошенных годовой доход, приходящийся на семью, превышает $100 000.
В исследовании описана и финансовая сторона блоггерства. 72% опрошенных рассматривают это занятие как хобби, но 28% извлекают из него ту или иную выгоду. 15% респондентов видят в блоге источник дополнительного дохода, для 9% блог – это основная работа или неотъемлемая часть бизнеса, 4% – профессиональные блоггеры, пишущие для своего работодателя.
Примерно 40% тех, кто рассматривает блог как источник дохода, зарабатывают на рекламе. Средние рекламные поступления – $42548 в год. Те, для кого это лишь побочный заработок, продают рекламы лишь на $14477. Зато считающие блог основной работой или частью бизнеса получают рекламных поступлений в среднем на $122222 в год. Большинство профессиональных журналистов о таких доходах только мечтают.
Но отсутствие у блоггеров опыта работы в традиционных СМИ, чья модель часто основана на рекламе, сказывается на доходах. Потенциал рекламных заработков на самом деле выше: 70% блоггеров, так или иначе, пишут о продуктах или брендах. Большинство постов посвящено личным делам (45%), далее идут технологии (41%), политика (32%), новости (30%), компьютеры (28%) и бизнес (25%). Авторы блогов и пользователи сетей относятся к рекламе совсем не так, как СМИ. Больше половины блоггеров рекламы опасаются: 46% из них воздерживаются от рекламы, так как не хотят загромождать объявлениями свои посты. А 28% боятся показаться пристрастными или не заслуживающими доверия.
Но и те, кто готов зарабатывать на рекламе, очень строго подходят к ее содержанию: для 54% крайне важно, чтобы реклама соответствовала их ценностям, для 35% – достаточно важно. Впрочем, недоверие к прямой рекламе компенсируется вполне одобрительным отношением к прочим инструментам заработка.
Из тех, кто использует блог в коммерческих целях, 24% получали доходы от выступлений на отраслевых мероприятиях, 17% – от публикаций в печатных СМИ, 7% – от выступлений на мероприятиях различных заинтересованных групп. Некоторым платили за обзоры товаров, за участие в «круглых столах», в прямом эфире традиционных и интернет-СМИ.
И хотя 56% блоггеров-предпринимателей еще не зарабатывают таким способом, полагаясь только на рекламу, такие методы становятся все популярнее.
Сейчас такие формы заработка, как платные посты, популярны потому, что читателям трудно разграничить рекламу и личное мнение автора. Если контрольные органы будут жестко проверять блоги, от части таких доходов придется отказаться, заменяя их другими источниками.
Разумеется, блоги также используются как средство продвижения коммерческих продуктов. 71% компаний уверены, что укрепили свои позиции в отрасли благодаря блогам, а 63% успешно рекламировали в блоге свои товары и услуги. Похожие результаты и у блоггеров: 58% укрепили свои позиции в отрасли, 25% использовали блог как резюме или своего рода визитную карточку.
73% опрошенных используют Twitter, и для 65% из них его появление не повлияло на время, уделяемое блогам. Для 69% посты в Twitter – это, прежде всего, способ продвинуть основной блог.
По мнению казахстанского блоггера Жомарта Амирханова, казахстанцев в Twitter не больше 50 человек. В основном, это веб-разработчики и продвинутые пользователи, так называемая гиковская молодежь. По мнению другого казахстанского блоггера и владельца домена twitter.kz Асета Нурпеисова, время блогов в классическом их понимании постепенно проходит. Возможно, это связано с тенденциями времени: ритм жизни стал настолько быстрым, что человек не может сконцентрироваться на чем-то одном и написать осмысленный пост. В этом смысле микроблогинговый сервис Twitter в среднесрочной перспективе может завоевать популярность казахстанцев.
Между тем, английская газета The Daily Telegraph со ссылкой на результаты опроса, проведенного IT-компанией Morse, сообщила, что социальные сети и микроблогерские сайты ежегодно обходятся британской экономике в 1,38 млрд. фунтов стерлингов. В такую сумму авторы отчета оценили время, проведенное работниками впустую в Facebook и Twitter. В опросе принимали участие 1460 офисных работников. По данным Morse, свыше половины из них используют социальные сети в течение рабочего дня и признают, что проводят на них в среднем по 40 минут в неделю. Для своей оценки исследователи взяли минимальное значение, иначе им пришлось бы повысить сумму ущерба в семь с половиной раз!