«За» и «против» Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси
Таможенный союз, несмотря на открывающиеся для казахстанских экспортеров положительные перспективы в виде выхода на внешние рынки и стимулирующего влияния потенциального конкурентного давления, все же не должен перекрывать другой цели. Приоритетом для развития экономики Казахстана, прежде всего, должно рассматриваться вхождение в ВТО. Такого мнения придерживается Томас Миров, президент Европейского Банка Реконструкции и Развития.
Таможенный союз (ТС), кроме локальных задач внутри трех государств, будет заниматься и более глобальными вопросами, которые затрагивают и мировое сообщество. Среди таких вопросов и вступление стран-участниц союза в ВТО. План мероприятий по присоединению комиссия ТС планирует рассмотреть 10 декабря 2009 года. На заседании, которое пройдет, по данным сайта ТС, в Санкт-Петербурге, будут обсуждены и вопросы концепции унифицированного торгового режима, интегрированной информационной системы и, возможно, внесения изменений в соглашение о ведении таможенной статистики. В рамках формирования ТС с 1 января 2010 года вступает в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 года – единый таможенный кодекс.
По мнению экспертов, сам Таможенный союз – во многом неоднозначное объединение. С одной стороны, оно предоставляет льготы на импорт казахстанского товара в Россию и Беларусь, с другой стороны, такими же льготами будут пользоваться и товары стран-союзников, а значит, будут конкурировать с нашим производителем.
«Отдельные отрасли производства могут попасть в трудное положение, например, легкая промышленность, кондитерская и ликероводочная, пищевая и т.п. Им придется конкурировать с российскими производителями на территории Казахстана. Особенно это относится к приграничным областям республики», – говорит экономист Канат Берентаев. В то же время в планах союза не только таможенное сотрудничество, но и создание единого экономического пространства (ЕЭП). Члены ТС пытаются сделать процесс по присоединению к ВТО как можно менее болезненным и драматичным.
Все спорные моменты в работе Таможенного союза могут быть разрешены только в ходе четкой, планомерной и взаимовыгодной работы всех членов союза, при которой будут учитываться нужды и трудности экономик каждой страны. В рамках данной работы Казахстаном, Россией и Беларусью был разработан и ратифицирован проект единого таможенного кодекса. Этот документ закрепляет ряд нововведений: увеличение срока уплаты таможенных пошлин с 15 дней до 4 месяцев, сокращение с трех до двух дней периода оформления грузовых таможенных деклараций, при этом декларант сможет внести изменения в таможенную декларацию до и после выпуска товаров.
Кроме того, в рамках подготовки начала работы единого таможенного пространства комиссия Таможенного союза ЕврАзЭС утвердила перечень чувствительных товаров, импортные ставки на которые должны приниматься единогласно. В данный перечень вошли следующие группы товаров: продукты питания, спиртное, одежда, ряд бытовых и фармацевтических товаров, а также светлые нефтепродукты, мазут, СУГ, сера, нефтяной кокс, различные оксиды металла, радиоактивные материалы. Кроме этого, в число товаров, которые требуют единогласного принятия решения по поводу их импорта, вошли легковые автомобили, высокоскоростные железнодорожные вагоны, тракторы и счетчики газа. Напомним, что в отношении остальных видов товара комиссия Таможенного союза вправе принимать решения 2/3 голосов.
Руководством ТС, в том числе, проводится и точечная работа в отношении отдельных товаров. Так, в ноябре Казахстан, Россия и Беларусь в рамках Таможенного союза установили квоты на ввоз мяса.
Размер пошлины на импорт сахара-сырца в странах ТС также не был обойден вниманием. По решению комиссии Таможенного союза «О тарифном регулировании импорта сахара в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества» для тарифного регулирования импорта сахара в ТС секретариату комиссии поручено, начиная с 1 декабря 2009 года, проводить мониторинг цен на сахар-сырец на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже с целью определения его среднемесячной цены.
С 1 января 2010 года, согласно данным, опубликованным на официальном сайте ТС, в Казахстане, России и Беларуси пошлины на ввоз новых медицинских автомобилей и на подержанные автомобили, за исключением машин с двигателем 1-1,5 тыс. куб. см, снижаются с 5 до 0%. На автобусы вместительностью более 120 человек с дизельным двигателем импортные пошлины уменьшены с 25 до 10%, с искровым зажиганием – с 20- 25 до 10%.
Несмотря на все предпринимаемые меры, по словам Талгата Акуова, президента Независимой ассоциации предпринимателей, «содержание казахстанских товаров в ассортименте местных магазинов на 2010 год в процентном выражении уменьшится. Но это произойдет не за счет уменьшения количества реализации товара, а за счет увеличения ассортимента импортного товара. По мнению г-на Акуова, Таможенный союз усилит интеграционные процессы в торговле. Учитывая же быстрорастущую динамику роста производств в России, а также острую потребность в новых рынках сбыта в Беларуси, можно прогнозировать, что ассортимент продовольственных товаров в магазинах существенно изменится в сторону импорта. Если правительство возьмет за правило каждый год проверять ассортимент продукции в десятках крупных торговых сетях по Казахстану, то по динамике показателей сможет более четче определить политику республики в поддержке наших производителей.
У отдельных лидеров стран Таможенного союза глобальные планы на перспективу развития ТС. К примеру, президент Беларуси Александр Лукашенко прогнозирует создание Единого экономического пространства (ЕЭП) на базе Таможенного союза уже в течение полутора лет. По словам главы белорусского государства, в ходе прошедшего в Минске саммита ЕврАзЭС «по вопросу создания ЕЭП был откровенный разговор». «Таможенный союз, который мы создаем, немножко улучшает ситуацию, но без ТС не может быть ЕЭП. А это главное, что нас интересует», – сказал г-н Лукашенко. Кроме того, Александр Лукашенко заметил, что 18 декабря в Казахстане планируется определить конкретные сроки, в которые три государства – Казахстан, Россия и Беларусь, – придут к Единому экономическому пространству. «А там уже снимаются все барьеры», – добавил белорусский президент.
Безусловно, как и в любом новом предприятии, в работе Таможенного союза много спорных моментов, но в целом он призван служить во благо укрепления и роста экономики Казахстана, России и Беларуси, хотя для этого необходима крайне продуманная и взвешенная политика всех стран-участниц союза. Данное положение можно проследить и в словах Каната Берентаева о том, что снижение цен на поставку оборудования из Беларуси и России, создание совместных предприятий, подключение казахстанских производителей в технологическую цепочку российских производств, безусловно, могут оказать позитивное влияние на казахстанскую экономику, если будет проработана четкая стратегия взаимодействия трех стран в рамках ТС. Но для этого, по мнению экономиста, нужна общая стратегия долгосрочного развития стран ТС, которая пока отсутствует.