однако в социально-культурном секторе ЦА в отношении безопасности ситуация критическая
По оценке группы экспертов стран центральноазиатского региона 30% индекса безопасности зависит от экономического сектора региона, далее идут политический и военный секторы (по 20%), а замыкают список социально-культурный и экологический секторы (15%). Таковы данные совместного исследования Института политических решений (ИПР) и Евразийского центра политических решений, проведенного с 1 по 20 октября 2009 года.
Вместе с тем, по оценке специалистов, экономические события, происходящие в Центральной Азии (это 5 республик бывшего Советского Союза – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), стоят лишь на четвертом месте после политических, военных и экологических в рейтинге конкретных событий региона, положительно повлиявших на безопасность этих стран. Наиболее значимым событием в экономическом секторе жизни стран Центральной Азии в ходе опроса 28 экспертов данного региона и России, в числе которых из Казахстана – 4 человека, из Кыргызстана – 7 человек, из Таджикистана – 3 человека, из Узбекистана – 6 человек и из России – 8 человек, было определено подписание 19 августа 2009 года Соглашения о поставках электроэнергии в предстоящий осенне-зимний период из Узбекистана в Таджикистан. Не так сильно от него по значимости отстали: начало реализации проекта строительства железной дороги из Казахстана через Туркменистан в Иран; инициатива Кыргызстана по созданию для государств Центральной Азии резервного фонда в период маловодных циклов в бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи.
В то же время максимально негативно в области экономики на безопасности региона скажется, по мнению опрошенных специалистов, поручение президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова вице-премьеру Рашиду Мередову подготовить документы для обращения в Международный арбитражный суд с целью определения принадлежности оспариваемых с Азербайджаном морских месторождений на Каспии, сделанное 24 июля 2009 года. Не менее пагубным для экономической ситуации Центральной Азии будет прекращение поставки узбекского газа в Таджикистан в конце сентября 2009 года.
Рустам Бурнашев, директор ИПР по аналитике и консалтингу, заявил, что наиболее благоприятными с точки зрения безопасности являются политические процессы в Центральной Азии, а также процессы в военном секторе. Среди событий, имеющих, по преимуществу, положительную оценку политического значения, можно отметить следующие рассмотрение 17 июля вопроса о создании антитеррористического центра в Кыргызстане; заседание 23-25 сентября текущего года Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ; неформальный саммит глав государств-членов ОДКБ, прошедший 31 июля 2009 года; подписание Узбекистаном Закона о ратификации Соглашения о сотрудничестве ШОС 15 сентября этого года. Негативно в политическом секторе было оценено только одно событие – закрытие Узбекистаном границы с Таджикистаном на период с 28 августа до 10 сентября 2009 года.
Больше всего событий в Центральной Азии происходит на военном поприще, поясняет г-н Бурнашев. Эксперты связывают данное положение с тем, что в регионе доминирует традиционное понимание безопасности как, прежде всего, военного или военно-политического вопроса. Максимально негативно и отрицательно в данном секторе оцениваются события в Таджикистане, связанные с традиционной активизацией в конце лета – начале осени действий незаконных вооруженных формирований. В частности, столкновение силовых структур Таджикистана с бывшими боевиками Объединенной таджикской оппозиции, имевшее место в начале июля 2009 года, а также нападение боевиков на пограничный пост в районе села Сурх Таджикистана с территории Кыргызстана 26 сентября этого года. В то же время есть военные события, которые оценены специалистами как имевшие положительное влияние на стабилизацию ситуации в регионе. К числу таких событий относятся подписание президентами России и Кыргызстана Меморандума о размещении на территории Кыргызстана дополнительного воинского контингента, а также спецоперация пограничных сил Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана «Рубежи Отечества – 2009» в августе – сентябре текущего года.
События, затрагивающие экологическую ситуацию региона, во многом носят лишь декларативный и демонстративный характер. Они в основном сводятся к проведению конференций и встреч рабочих групп по тому или иному экологическому вопросу. На этом фоне, по оценке экспертов, резко выделяются попытки достичь межгосударственных соглашений в области обеспечения защиты от техногенных или природных катастроф: встреча рабочей группы от 27 августа 2009 года по разработке регионального соглашения в рамках проекта «Содействие развитию сотрудничества по безопасности плотин в Центральной Азии» и, безусловно, обсуждение 15 сентября этого года Концепции Центра ШОС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Наибольшее опасение вызывает, как отметила Бахытжамал Бектурганова, генеральный директор ИПР, социально-культурный сектор, в силу того, что показатель безопасности в данном секторе составил 0 пунктов, то есть из 6 социально-культурных событий региона на безопасность Центральной Азии не повлияло ни одно. Практически, по словам экспертов, можно говорить о том, что ситуация в данном секторе критическая. Во многом это объясняется тем, что здесь события, предпринимаемые государствами и другими заинтересованными сторонами, имеют инерционное влияние, которое проявляется лишь на протяжении достаточно длительного времени. Поэтому, к примеру, правительства стран Центральной Азии, нацеленные на получение быстрых результатов, не придают данным вопросам должного внимания и значения.
Проводя исследование, ИПР совместно с Евразийским центром политических исследований ставили перед собой задачу выявить индекс безопасности Центральной Азии (Central Asian Security Index – CASI), то есть индекс региональной безопасности, который призван дать как количественную, так и качественную оценку и характеристику ситуации в Центральной Азии. Данное исследование проводилось впервые, а, следовательно, показатель этого исследования теперь будет абсолютным при расчете индекса в последующие годы. В итоге идекс безопасности Центральной Азии получил значение 129,5 пунктов.