Один из важнейших вопросов, с которым рано или поздно сталкивается каждый владелец автомобиля, – это вопрос ремонта и технического обслуживания: где лучше ремонтировать автомобиль?
Несмотря на то, что многие автолюбители скептически относятся к дорогим фирменным сервисным центрам, следует обратить на них внимание, особенно если для вас важны скорость и качество выполнения работы. В таких центрах умеют выполнять работы качественно и в срок, однако стоимость ремонта может оказаться намного дороже, чем вы предполагали изначально. В основном это обусловлено тем, что заменить целый агрегат бывает намного быстрее, чем искать и устранять его неисправность. Например, топливный насос вам заменят довольно быстро, а поиск поломки этого насоса и последующее ее устранение может занять много времени. Поэтому не удивляйтесь, если за ремонт, который продолжался 20-30 минут, вам придется выложить достаточно крупную сумму. Можно считать, что такая высокая стоимость – это своеобразная плата за сэкономленное на ремонте ваше время.
Многие автолюбители одним из основных критериев при выборе станций технического обслуживания считают наличие дорогого и современного оборудования. Однако это не дает абсолютно никакой гарантии качества ремонта – все зависит от конкретного специалиста, который будет заниматься вашей машиной. Персонал авторизованных сервисных станций непрерывно проходит обучение как в тренинговых центрах производителя марки, так и в собственных стенах. На территории современных авторизованных сервисных центров, как правило, существуют учебные классы. Механики таких автоцентров раз в полугодие проходят аттестацию для того, чтобы подтвердить свою квалификацию.
Статус авторизованного сервисного центра обязывает строго соблюдать технологию ремонта автомобилей, использовать только оригинальное диагностическое оборудование, специализированные инструменты и запасные части. Использование оригинальных запасных частей и строгое соблюдение технологии ремонта позволяют предоставлять гарантию на установленные запчасти и произведенные работы. К сожалению, на рынке автосервисов существует большое количество неавторизованных сервисов, которые, используя дубликатные, более дешевые запасные части, не соблюдают технологию ремонта. Годовой оборот неоригинальных запасных частей в сотни раз превышает оборот оригинала. Пока есть спрос, вряд ли рынок контрафакта исчезнет. Порядка 2/3 обращающихся в торговле автомобильных «протезов» являются фальсификатами. Как это и положено подделкам, изготовление которых обходится значительно дешевле настоящих, весьма низкого качества. Использование поддельного моторного масла может привести к износу внутренних частей двигателя. Фальсифицированные топливные фильтры могут не только подвести в самый неподходящий момент, но и «убить» всю топливную систему. Неоригинальные тормозные колодки увеличивают тормозной путь автомобиля и вызывают повышенный износ тормозных дисков. А вдыхание паров метанола, содержащихся в поддельных омывающих жидкостях, негативно влияет на здоровье водителя. В последнее время увеличение контрафактной продукции связано с кризисом. Получение сверхприбылей заставляет подпольные предприятия наращивать свои мощности. Понятно, что в этих условиях можно долго спорить на тему что лучше: дешевый дубликат или дорогой оригинал? Но давайте рассмотрим рядовой пример на достаточно распространенной в Казахстане марке Mercedes. Замена рычага передней подвески на 140 кузове в ТОО «Blue Star of Kazakhstan», официальном дилере Mercedes-Benz в Казахстане:
Стоимость рычага в оригинале – 60 000 тенге, работ по замене – 6000 тенге, итого 66000 тенге.
Выполнение тех же работ на неавторизованном СТО:
Стоимость рычага в дубликате (не Китай) – 32 000 тенге, работы – 4000 тенге. итого 36000 тенге.
Оригинальный рычаг дороже на 28 000 тенге или 47%. Но при этом срок эксплуатации неоригинальной запчасти составляет не более 30 000 км. Оригинал же ходит до 60 000 км. При среднем годовом пробеге автомобиля в 20 000 км оригинальный рычаг прослужит 3 года, неоригинальный – 1,5 года. Затраты на ремонт за 3 года эксплуатации при использовании неоригинальных запасных частей выше на 12 000 тенге или на 20% по сравнению с использованием оригинальных запчастей. Не говоря уже о качестве дубликатных запасных частей, ведь многие детали отвечают за безопасность управления автомобилем. В последнее время мы все чаще встречаем на дорогах наших городов неподвижные примеры совсем неэкономной экономии. В виде авто с вылетевшими шаровыми опорами, заглохшими в дождливую погоду движками, с отказавшим электрооборудованием. Все это примеры использования дешевых поддельных автозапчастей.
У официальных мастерских, безусловно, есть неоспоримые достоинства. Во-первых, все они работают с соблюдением не только законодательства о правах потребителя, но и жестких требований производителя. Плюс сертифицированный тем же производителем персонал, а также гарантия на работу. На все оригинальные запчасти, установленные квалифицированными специалистами, распространяется как минимум двухгодичная гарантия без ограничения пробега. Кроме того, существует ряд операций, связанных с электроникой современного автомобиля, выполнение которых возможно исключительно у официального дилера, поскольку «серые» сервисы не обладают доступом к информационным базам автопроизводителей. Со временем, вероятно, способы обходить электронные преграды появятся и у «неофициалов», но пока эти операции не очень востребованы.
Не рекомендуется пользоваться услугами тех СТО и сервисных центров, в которых на ваш вопрос о стоимости предстоящих работ предлагают просто «договориться». Это верный признак того, что здесь вас держат за «чайника» (а вернее, за «дойную корову») и намерены облегчить ваш карман на сумму, многократно превышающую реальную стоимость ремонта. Перед тем как отправиться в автосервис, не поленитесь воспользоваться услугами интернета и ознакомиться с содержимым так называемых «черных списков» СТО машин и сервисных центров. Найти такие сайты несложно: для этого достаточно набрать в поисковике запрос «черный список СТО». Эти списки формируются на основании информации, которая поступает от автолюбителей, пострадавших от некачественного автосервиса либо обманутых на СТО (в сервисном центре). «Черные списки» обычно включают в себя не только перечень СТО машин и сервисных центров, отличающихся некачественной работой или замеченных в мошенничестве, но и подробное описание причин, по которым та или иная организация попала в этот список. В интернете ведутся и «белые списки», в которых автолюбители делятся адресами и названиями порядочных СТО.
Рекомендуется выполнять ремонт и техническое обслуживание автомобиля все время на какой-нибудь одной станции технического обслуживания, иначе говоря, быть постоянным клиентом. Во-первых, отношение к постоянным клиентам намного лучше, чем ко всем остальным, следовательно, вы вполне можете рассчитывать на высокое качество выполненных работ. Во-вторых, на некоторых СТО постоянным клиентам могут даже предоставлять небольшие скидки. Не рекомендуется обращаться в пункты автосервиса, которые ремонтируют подержанные автомобили любых марок. Если на СТО висит вывеска с эмблемами десятка разных марок, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что там не умеют толком ремонтировать ни одну из них.
В хорошем автосервисе мастер или механик всегда осматривает поступивший автомобиль в присутствии его владельца. Хозяину рассказывается о текущем состоянии машины, обращается его внимание на наиболее слабые места. При этом специалист рекомендует, какие работы необходимо сделать как можно быстрее, а с какими можно какое-то время подождать. Затем клиент самостоятельно выбирает те работы и услуги, которые он считает нужными, принимая во внимание, разумеется, и свои финансовые возможности.