Кто должен решать главные проблемы этого рынка?
Область бизнес-деятельности в сфере «business to business», так называемый рынок В2В в скором времени может начать развиваться гораздо активнее, нежели до сих пор. Деятельность многочисленных компаний, работа которых направлена не на розничную продажу простым обывателям, а на сотрудничество с другими бизнесами? в Казахстане только начинает развиваться. Термин В2В для отечественной бизнес-среды в новинку.
В России первые правила действия этого рынка начали развиваться с начала 2000-х годов. По мнению Вячеслава Сидельникова, генерального директора Казахстанского агентства франчайзинга, рынок В2В специфичен уже тем, что здесь в качестве потребителя или клиента выступает другой бизнес. «Любой бизнес нуждается в тех или иных услугах В2В: от приобретения канцелярских товаров и программного обеспечения до услуг аутсорсинга, – поясняет г-н Сидельников. – С учетом того, что в целом, без таких услуг бизнес не смог бы существовать, напрашивается вывод, что субъекты казахстанского бизнеса получают необходимые товары и услуги и, следовательно, рынок В2В представлен в Казахстане и продолжает расширяться».
Другое дело, что в целом рынок В2В на сегодняшний день нельзя считать насыщенным, высококачественным и высококонкурентным. Многие казахстанские компании обращаются за услугами В2В к нерезидентам. «К примеру, наша компания – Казахстанское агентство франчайзинга – на сегодняшний день единственная компания-резидент, оказывающая квалифицированные услуги в сфере франчайзинга. А на Украине таких компаний более 10, в России – более 30», – подчеркнул Вячеслав Сидельников.
Сложностей, с которыми сталкиваются предприятия, участвующие в торгово-закупочной деятельности, достаточно. Неразвитость рынка, предпочтение отечественными закупщиками зарубежных поставщиков, с одной стороны, и отсутствие широкого предложения и качества, – с другой. Например, в ноябре Агентство РК по защите конкуренции заявило, что в отдельных супермаркетах Казахстана существует дискриминация отечественных поставщиков перед импортерами. В отношении 15 крупных ритейлеров АЗК провело расследование и вынесло штрафные санкции. Немаловажный отрицательный факт – наличие коррупционной составляющей в процессах принятия решений о работе с той или иной организацией хозяйствующим субъектом или работниками на местах. По мнению Вячеслава Сидельникова, «можно назвать большой перечень сложностей, с которыми сталкиваются казахстанские предприниматели, участвующие в торгово-закупочной деятельности». Говоря о специфических сложностях для представителей – участников франчайзинговых отношений, одна из главных проблем – отсутствие специализированной помощи от государства и банковского сектора, как это практикуется в ряде стран.
Но кризис оказал и свое позитивное влияние на развитие рынка В2В. Казахстанские поставщики стали больше внимания уделять развитию привлекательных сторон предлагаемых услуг и товаров. Ведь решающими факторами при выборе поставщика для потребителя на рынке В2В являются условия оплаты; опыт работы; дополнительные технические услуги; удобство заказа; надежность продукта; цена; техническая спецификация; продолжительность необходимой подготовки; соблюдение сроков поставки; простота содержания и обслуживания и т.д.
Еще одним фактором, который, по мнению Вячеслава Сидельникова, может дать дополнительный стимул к развитию казахстанского рынка В2В, станет вступление Казахстана в ВТО. Кстати, более близкая перспектива действия ЕТС тоже повлияет на этот рынок. Но в позитивную или негативную сторону – пока вопрос открытый. Ведь одна из особенностей рынка В2В – это очень широкий круг возможных конкурентов, который еще более расширится при отмене таможенных ограничений между Россией, Казахстаном и Беларусью. Однако прятаться от конкурентной борьбы не имеет смысла, а это значит, что есть все шансы в ближайшем будущем ожидать бурного роста на казахстанском рынке «бизнеса для бизнеса».