Спешите удержать свой бренд
АВТОР

18.02.2010 • 21:53 1324

Спешите удержать свой бренд

Как можно в один миг лишиться торговой марки

Крупнейший российский ритейлер зарегистрировал товарный знак, похожий на довольно известный логотип американского гиганта Wal-Mart, сообщает деловой портал Slon.ru. Знак этот очень похож на логотип Wal-Mart – правда, не на нынешний, а на предыдущий. Дело в том, что X5 подала документы на регистрацию лого еще в октябре 2007 года, тогда как Роспатент зарегистрировал на «Торговый дом «Перекресток» товарный знак «Wal-Rus super center» только в декабре 2009 года. К этому времени американцы уже сменили корпоративный стиль (в 2008 году). Разговоры о приходе американского гиганта в Россию идут уже больше 10 лет, и все это время местные игроки немного опасаются, а в чем-то копируют «старшего брата». Элементы Wal-Mart можно найти, к примеру, в логотипе «Мосмарта», амбициозного проекта на старте и уже год находящегося на грани банкротства.

Схожую ситуацию можно наблюдать и на казахстанском рынке, иной раз она приобретает даже гораздо более острые формы. Об этом «Капитал.kz» рассказала Анна Пацюк, директор международной группы консалтинговых компаний «РОЗНИЦА».

– Как часто возникают такие ситуации, когда торговой маркой начинали пользоваться не ее разработчики?

– На руке пальцев не хватит пересчитать все примеры, когда уже раскрученным, но не зарегистрированным именем пользовались другие люди, зарегистрировав его официально. В Казахстане только у нашей фирмы уже три клиента, которые столкнулись с подобными сложностями. При этом узнают бизнесмены о том, что кто-то воспользовался их уже известным покупателю брендом двумя способами: либо через патентное бюро, когда приходят сами регистрироваться, либо когда к ним приходят судебные исполнители по поводу незаконного использования «чужой» торговой марки.

– В чем Вы видите причины сложившегося положения вещей?

– Причина в том, что капитализация и капиталистический образ жизни пришел к нам недавно, и мы еще не полностью осознали, что все-таки мы живем в правовом обществе, где есть юридические нормы. Поэтому необходимо не пренебрегать патентированием своей торговой марки. Зачастую подобные не совсем честные операции делают не просто люди со стороны, а ближайшее окружение компании, или конкуренты. И компании не остается ничего другого, как регистрировать новое схожее название. Также есть специальные фирмы, которые регистрируют какие-либо яркие названия, марки или уже раскрученные бренды, зарегистрированные в других странах и не зарегистрированные в Казахстане. Они ждут момента, когда эти известные компании решат прийти на рынок Казахстана, чтобы предложить им выкупить у них правообладание на их же товарную марку. И такая тенденция уже приобретает вид бизнеса, который с юридической точки зрения полностью легальный.

– Что необходимо делать предпринимателям, чтобы не потерять «имя компании»?

– Процедура регистрации торговой марки достаточно проста. Для этого необходимо обратиться в патентное бюро, где патентный поверенный проверит, существует ли уже подобная марка на заданной территории. После этого следует оставить заявку на регистрацию и примерно через полгода к вам придет охранная грамота о вашем правообладании на вашу торговую марку. Не следует беспокоиться о сроке выполнения данной процедуры, так как право на ваше имя фиксируется за вами уже с момента подачи заявки. При этом есть возможность, хотя это стоит чуть дороже, зарегистрировать свою торговую марку сразу в нескольких странах. Лучше всего регистрировать не просто логотип, а еще и название, тогда вы намного шире защитите свой бизнес. При этом также важно регистрировать не только вами задуманное правильное написание названия торговой марки, но и возможные вариации написания. Примером несоблюдения данного нюанса может служить социальная сеть «Одноклассники.ру», когда ошибка в написании одной буквы адресует пользователя к совсем другому интернет-сайту.

– Что нужно делать, чтобы превратить торговую марку в бренд, которому захотят подражать конкуренты? Как раскрутить бренд в Казахстане?

– Торговая марка только со временем может стать брендом. Брендом она становится лишь благодаря потребителям. Торговая марка, которая вызывает четкие эмоциональные ассоциации у клиента, – это и есть бренд. Во всех остальных случаях это просто торговая марка, пусть даже и узнаваемая или хорошо раскрученная. Необходимо учитывать тот факт, что если вы берете хорошо узнаваемый, раскрученный бренд из другой страны и перевозите его в другую республику, то он не вызовет тех же эмоций, которые ассоциировались с ним прежде. То есть если вы хотите открыть хорошо известный европейский бренд в Казахстане, не ждите того, что ему сразу станут доверять казахстанские клиенты точно так же, как европейские. Так как для Казахстана это всего лишь новая торговая марка на рынке, а не проверенное практикой имя.

В новой стране выстраивать бренд необходимо заново. Строить бренд довольно сложно, но не невозможно. Раскручивать бренд необходимо сразу по нескольким направлениям. Первое – это визуализация бренда, то, что обеспечит визуальную узнаваемость марки. Во-вторых, это персонал, который будет поддерживать общий имидж и политику компании. К примеру, если вы открываете увеселительное заведение для молодежи, то ваш персонал не должен быть чопорным и зажатым. При создании бренда очень важно детально прописать все эти направления. В-третьих, это личностное измерение, то есть какие выгоды несет данный бренд для потребителя. И, наконец, четвертое – это духовное измерение, что значит, какую морально-социальную ответственность несет в себе ваша компания. Данная проработка является фундаментом вашей дальнейшей работы, и от нее зависит, насколько эффективно будет последующее продвижение марки на рынке. Вся реклама, вся работа в компании – все должно быть продумано в соответствии с выработанной концепцией бренда. 

Период бизнеса go-go закончился. Сейчас, когда ситуация обостряется последствиями мирового финансового кризиса, необходимо особенно тщательно стратегически продумывать всю свою работу. Именно это позволит вывести казахстанский бизнес на качественно новый уровень!

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бренд патент товарный знак Анна Пацюк торговая марка

18.02.2010 • 21:53 1324

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Спешите удержать свой бренд
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика