«Праворульные авто» снова разрешено ввозить, но не эксплуатировать
В последнее время понятия «Единый таможенный союз» и «автомобильный рынок Казахстана» все чаще совместно появляются в контексте самых популярных новостей. Вот и сообщение о снятии запрета на ввоз в республику автомашин с правым расположением руля в рамках Таможенного союза общественность также не обошла вниманием. Однако ожидать в связи с этим продавцам и покупателям особенно нечего, так как Канат Садвакасов, глава управления координационной и правовой работы Комитета дорожной полиции МВД РК, пояснил, что при этом будет введен запрет на регистрацию и эксплуатацию таких автомобилей на территории страны.
«Казахстан как участник Таможенного союза вынужден снять ограничение на ввоз «праворульных автомобилей» на свою территорию, поскольку эта норма была одной из противоречивых среди процедурных документов союза. Однако одновременно с этим будет введен запрет на эксплуатацию таких автомашин внутри страны», – пояснил он журналистам.
Одним из принципов, заложенных в модели Таможенного союза, является единство политики импортного регулирования. По словам президента АО «Азия авто» Ержана Мандиева, «унификация норм в части возможности ввоза тех или иных товаров вытекает из этого принципа естественным образом». Вместе с тем, он отмечает, что законодательство Таможенного союза не предписывает полную унификацию национальных норм технического регулирования. Так, «согласно техническим стандартам, принятым в Казахстане, первичная постановка на учет автотранспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления запрещена», – подчеркнул он.
При этом на эксплуатацию «праворульных автомобилей», уже находящихся на учете в дорожной полиции, данная норма не повлияет.
По словам главы управления дорполиции, до 1 июля 2010 года в республике будет введен технический регламент транспортных средств при их первичной регистрации – в целях ограничения эксплуатации ввозимых после снятия запрета праворульных автомобилей. «В разделе данного регламента «Конструкционная безопасность» мы пропишем, что органы управления автомобиля должны соответствовать дорожным условиям – то есть действующему в республике правостороннему движению», – пояснил г-н Садвакасов.
В чем практический смысл такого «запретительного разрешения», непонятно. Канат Садвакасов не исключает ввоза «праворульных автомобилей» для перепродажи их запасных частей.
По мнению президента АО «Азия авто», с учетом того, что ограничение на эксплуатацию «праворульных автомобилей», ввезенных после запрета, не снимается, импорт автомашин с правым расположением руля не имеет смысла. «Хотя возможность такая появляется», – отмечает он.
Директор консалтинговой компании «Qncepto» Олег Алферов также высказывает мнение, что в жизни казахстанских потребителей это решение ничего не изменит, поскольку первичная регистрация и эксплуатация «правого руля» остаются под запретом. «И даже если бы это препятствие отсутствовало, как, например, в России, «правый руль» не имел бы прежней популярности», – считает г-н Алферов.
«В ночь на 1 января 2010 года он утратил свою магическую притягательность с введением единого таможенного тарифа. Новые ставки таможенных пошлин уровняли в ценовой привлекательности правый и левый руль. Ведь если до вступления республики в Таможенный союз при расчете таможенной пошлины использовался адвалорный порядок, основанный на таможенной стоимости ввозимого автомобиля, то теперь размер импортного тарифа зависит от возраста и объема двигателя. Иначе говоря, автомобили с «правым рулем» своего ценового преимущества лишились, а легального статуса не приобрели», – поясняет руководитель консалтинговой компании Qncepto.
Ввоз «праворульного автомобиля» с целью разбора его на запасные части, по мнению г-на Алферова, также лишен экономического смысла, так как в этом случае таможенным органам придется отдать 15% его стоимости, но не менее 5 тысяч евро. «Разумеется, нельзя полностью исключать вероятности криминального сговора с участием отдельных коррумпированных служащих дорожной полиции, в рамках которого автомобили с «правым рулем» проходили бы постановку на учет. Но такого рода манипуляции не получили распространения и при прежних таможенных пошлинах, а в условиях сегодняшнего тарифа теряют всякий экономический смысл», – заключил он.