Сотовый оператор подвел итоги и раскрыл планы на 2010 год
Телекоммуникационные компании, по всей видимости, представляют один из тех сегментов рынка, который если и почувствовал негативное влияние кризиса, не показал убытков по итогам года. По крайней мере, об этом свидетельствуют финансовые и операционные результаты за 2009 год, представленные компанией «Кар-Тел», которая предоставляет услуги сотовой связи, фиксированной телефонии, высокоскоростного доступа в интернет и передачи данных по проводной технологии FTTB.
Консолидированная выручка «Кар-Тел» (бренд Beeline) за 2009 год и квартальная выручка за IV квартал выросли на 8% по сравнению с 2008 годом. Руководство компании отметило рекордный уровень роста маржи OIBDA, который достиг 55,2%, что почти на 4% выше, чем в 2008 году и превышает $4 млрд. По словам Евгения Пепеляева, директора Дирекции регионального развития ТОО «Кар-Тел», данные показатели позволяют с оптимизмом смотреть на предстоящие инвестиции компании в развитие рынка связи в Казахстане. «Надо сказать, что компании, работающие на рынках в СНГ, вынуждены иметь достаточно высокий показатель OIBDA, для того чтобы эффективно инвестировать в бизнес. Это связано, в том числе и с процентными ставками банков, вот почему мы вынуждены поддерживать такой высокий уровень рентабельности, чтобы вкладывать больше денег в развитие сетей», – поясняет Евгений Пепеляев. При этом эксперты отмечают, что такой уровень роста маржи OIBDA – рекорд для группы компаний «Вымпелком», к которой принадлежит и ТОО «Кар-Тел», и таких показателей не продемонстрировало ни одно подразделение компании на территории СНГ и Юго-Восточной Азии. «Кроме того, мы вошли в топ-100 самых дорогих мировых брендов и в топ-150 самых дорогих европейских брендов. Стоимость бренда составляет почти 8 млрд. евро», – рассказал г-н Пепеляев.
На сегодняшний день активная абонентская база компании составляет более 6 млн. человек. По озвученным данным, Beeline в 2009 году получил более 50% роста всего рынка мобильной связи. Как отмечают руководители компании, в 2009 году произошел существенный рост числа абонентов, пользующихся сетью интернет. «Их число увеличилось в 4 раза, это уже не арифметическая, а геометрическая прогрессия роста рынка передачи данных», – считает руководитель Дирекции регионального развития компании. Протяженность волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в 2009 году была увеличена на 790 км. В результате общая длина ВОЛС составила 4850 км, объединив в зоне покрытия Алматы, Караганду, Астану, Шымкент, Петропавловск, Кызылорду, Жезказган и протянувшись до границы с Узбекистаном и Россией. «Волоконно-оптические линии – кровеносные системы для любой телекоммуникационной компании, и для нас это очень важное направление бизнеса, потому что это твердость и опора компании. С каждым днем мы видим серьезный рост мобильного интернет-трафика, а с появлением сетей 3G объемы трафика будут расти еще большими темпами и очень важно, чтобы этот трафик пропускался по собственным сетям компании», – пояснил г-н Пепеляев.
На 2010 год у ТОО «Кар-Тел» серьезные намерения по развитию и внедрению связи поколения 3G. Сейчас здесь ждут получения лицензии, которая, по предварительным данным, обойдется в 5 млрд. тенге. Сумма достаточно существенная, по словам руководства, однако здесь готовы пойти на такие расходы. «Мы уже запустили демонстрационные зоны 3G и открою секрет, что буквально через несколько дней мы покажем и четвертое поколение», – подчеркнул Евгений Пепеляев. Отметим, что в России уже начинается подготовка к выдаче лицензий 4G.
В связи с перспективами развития рынка 3G специалисты компании указали на активный ввод в 2009 году USB-модемов. «Надо сказать, что это достаточно смелый шаг – предлагать USB-модем, не имея 3G-сетей», – замечает руководитель «Кар-Тел». Дело в том, что российский опыт, где продажа таких модемов стартовала одновременно со строительством сетей 3G, продемонстрировал дефицит данного оборудования, поэтому казахстанский рынок решили насыщать гаджетом заранее. «Мы продали более 20 тысяч модемов, и они пользуются постоянным спросом», – отметил г-н Пепеляев.
Рассказывая о планах на текущий год, представители компании упомянули о предстоящем слиянии компаний «Киевстар» и «Вымпелком». Единственным акционером «Вымпелкома» и «Киевстара» станет вновь созданная компания VimpelCom Ltd. («ВымпелКом Лтд.»), которая будет владеть 100% их акций. VimpelCom Ltd. будет зарегистрирован на Бермудских островах, а его штаб-квартира расположится в Нидерландах. Компания пройдет листинг на Нью-йоркской фондовой бирже. По мнению экспертов «Кар-Тел», это будет одна из мощнейших компаний, так как «Киевстар» является лидером на Украине, а «Вымпелком» – лидирующий мобильный оператор в России и многих странах СНГ.
Основной же задачей на 2010 год компания ставит строительство и модернизацию оборудования. «По финансовым показателям мы планируем повторить результаты 2009 года и не потерять динамику», – делится планами руководство компании. На вопрос о возможном росте конкуренции и приходе на рынок новых игроков г-н Пепеляев заметил, что «конкуренция очень полезна – помимо того, что она приводит к снижению цен, это не дает лениться и спать на работе».