Крестьян Шелекского сельского округа оставили без воды
Посаженные новые яблоневые сады и посевы многолетних трав могут погибнуть из-за повышения тарифа на воду на 400%. Об этом заявил Мурат Жексембинов, учредитель ТОО «Мухит Медет». Напомним, что с 1 апреля 2010 года в Шелекском сельском округе был введен новый тариф на использование орошаемой воды в размере 40 тиын за 1 кубический метр. Крестьян возмутило то, что в этом году тариф в 4 раза превысил прежний. «Можно было бы стерпеть и понять повышение цен на орошаемую воду на 20-30%, но когда повышают цены на 400% – это не укладывается ни в какие рамки», – отметили главы крестьянских хозяйств Енбекшиказахского района Шелекского сельского округа.
Новый тариф введен руководством республиканского государственного предприятия «Управление по эксплуатации Бартогайского водохранилища и Большой алматинский канал имени Д. Кунаева» (РГП УЭ БВ и БАК имени Кунаева). Отказавшись им платить по столь высокому тарифу, крестьяне остались без воды. Полива в сельском округе нет уже более месяца. Отметим, что в этом году крестьяне должны были подготовить все пахотные земли (1000 га) под посев сои, кукурузы и овощей, с 1 апреля по 1 мая 2010 года земли надо было хорошо полить. А до 10 мая должны быть произведены посевы сои, кукурузы, овощей. Но в связи с отсутствием воды к этому еще никто не приступал.
«Государство тратит деньги на субсидии, чтобы крестьянские хозяйства поднимались. Соответственно, если мы будет подниматься, развиваться, то у казахстанского общества на столах будет местный продукт. А сейчас под удар ставятся все труды. Мы можем потерять урожай, потерять все, что в него вложено. Поскольку столь сильное повышение цен на воду губительно и страшно для крестьян», – заявляет г-н Жексембинов.
По словам Тимура Назханова, вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей (НАП), 40 тиын за один кубический метр – сегодня для крестьян это неподъемная цена, поскольку не с чего отдавать эти деньги, так как урожая еще нет, а до того его еще надо посадить, вырастить, продать. Два-три года назад один кубический метр воды стоил 6-7 тиынов, в прошлом году – 10, в этом же году цена на него подскочила на 400%, причем с крестьян требуют предоплату. «А получить воду крестьяне смогут только после того, как заключат договоры с БАК имени Кунаева», – комментирует г-н Назханов.
«В прошлом году тоже были проблемы с водой, но с горем пополам мы полили все площади, – рассказывает г-н Жексембинов. – В текущем году без проблем вновь не обходится. В этом районе и так крестьян мало, 80% земли просто пустует, а теперь, если они «взвинтят» еще и цену, это будет уже совсем неподъемно, и они все «хлынут» в город».
Неподъемна цена для крестьянина еще и потому, что выращенная им продукция продается фактически за бесценок перекупщикам, посредникам, которые просто не дают ему дойти до рынка. В результате крестьянин после продажи не получает большой прибыли, а лишь возмещает свои расходы.
По мнению вице-президента НАП, этот пример далеко не единственный. Аналогичная проблема существует и в других районах Алматинской области, и в Казахстане в целом.
«В условиях кризиса, когда много говорят о господдержке малого и среднего бизнеса, Независимая ассоциация предпринимателей видит обратное. Коммунальные службы взвинчивают цены за электроэнергию, воду и тепло, а для сельских фермеров и крестьян эти повышения отражаются вдвойне, – комментирует Тимур Назханов. – Мы все свидетели апрельских событий в братском Кыргызстане, где, в том числе резкое повышение стоимости коммунальных услуг привело к социальному протесту населения. Я думаю, что этот момент должен быть учтен теми, кто регулирует или управляет ценами. Потому что сегодня это крестьянские хозяйства, завтра это могут быть производственники…». На проблему нужно обратить особое внимание и решить этот вопрос следует с учетом интересов всех сторон.