USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
94692.00$
-2387.500

Может ли государство контролировать цены на стратегические продукты?

Рыночный механизм сам по себе не в состоянии обеспечить стабильность цен. В этой связи узловым пунктом экономической политики го...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Рыночный механизм сам по себе не в состоянии обеспечить стабильность цен. В этой связи узловым пунктом экономической политики государства можно рассматривать сдерживание цен и их стабилизацию. Сложность задачи состоит в том, что в условиях глобализации сложилась односторонняя тенденция неуклонного повышения цен. Она сформировалась в результате взаимодействия внутреннего и международного механизма инфляции. В полной мере это относится и к казахстанской экономике.

Отметим, что внутренний механизм сдерживания инфляции полностью определяется денежно-кредитной и фискальной политикой государства. В Среднесрочной фискальной политике Правительства Республики Казахстан на 2008-2010 годы предполагается удержание инфляции в интервале 6-8%.

Анализ программы действий показывает, что предлагаемые меры принципиально не отличаются от ранее принятых программ, которые оказались неспособными решить проблему стабилизации цен, в том числе и на стратегически важные товары и услуги – электроэнергию, топливно-энергетические ресурсы, жилье и основные продукты питания. В решающей степени это, с нашей точки зрения, из-за того, что казахстанская инфляция в данный период объясняется «давлением издержек», а не «давлением спроса». В результате неправильной диагностики инфляции и, соответственно, применения неверных методов борьбы с ней за последние годы уровень реальной инфляции значительно превышает официальный уровень практически в 2 раза. 

Это можно видеть из того, что стоимость прожиточного минимума растет быстрее, чем официальная инфляция, а при определении уровня официальной инфляции не учитывается рост затрат на аренду жилья. Расходы на содержание жилья и другие услуги определяются чисто расчетным путем исходя из затрат на оплату электро- и теплоэнергии. Более чем двукратное увеличение стоимости жилья также не принимается во внимание при расчете уровня инфляции, так как эти расходы относятся по методике СНС к инвестициям. 

Накопленный за последние годы инфляционный потенциал в полной мере проявился после выборов в Мажилис Парламента РК. Практически во всех регионах страны предполагается увеличение цен и тарифов на коммунальные услуги. Причем рост тарифов на электроэнергию предусматривается до 2010 года, значительно увеличивается абонентская плата за стационарные телефоны в городской и сельской местности. По уже сложившейся традиции, в Казахстане два раза в год происходит повышение цен на горюче-смазочные материалы – во время посевной и во время уборки.

Однако рост цен на хлеб и другие продукты питания в условиях рекордного урожая оказался неожиданным как для правительства, так и для населения страны в целом и вызвал общественный шок. В этой связи реальность предвыборных обещаний правящей партии «Нур Отан» по решению комплекса конкретных задач, направленных на улучшение жизни каждого казахстанца, вызывает сомнение.

Действительно, борьба против роста цен, за их стабилизацию является узловым пунктом повышения уровня жизни населения. Однако к настоящему времени до сих пор нет ясных объяснений такого скачка цен, неясно, какие меры будут приниматься правительством по сдерживанию цен, каков механизм компенсации возросших расходов населения.

По оценке казахстанских профсоюзов, стоимость прожиточного минимума в Казахстане должна быть увеличена до 20 тыс. тенге или в два раза. В этой связи абсолютное большинство населения страны находится за чертой или у черты бедности. Сохранение такой ситуации в течение нескольких лет чревато накоплением потенциала социального взрыва, тем более что у населения страны очень высоки инфляционные ожидания. По данным статистики, около половины опрошенных ожидают дальнейшего роста цен, только менее 10% - что цены будут снижаться.

Причины скачка цен на зерно и хлеб

На данный момент сложилась доминирующая версия, которая объясняет причины резкого роста цен на хлеб. Вкратце ее можно свести к следующим аргументам. В ряде крупнейших стран-производителей пшеницы недород. По данным Международного совета по зерну, в 2007 сельскохозяйственном году собрано 1568 млн. тонн зерна против 1602 млн. тонн в 2006-ом. Мировые запасы зерна сократились с 315 до 259 млн. тонн. Особенно резко сократились переходящие запасы зерна – до 242 млн. тонн, а пшеницы – до 111 млн. тонн. В результате неурожая в Канаде – на 20%, снижения прогнозов в Украине и Австралии, в ряде стран ЕС цена продовольственного зерна возросла до 300 долларов за тонну.

Есть еще одна причина роста цен на зерно – это развитие биоэнергетики. С развитием производства биоэтанола в условиях высоких цен на нефть биоэнергетика становится крупным потребителем зерна. В этом случае можно предполагать, что сохранение высоких цен на зерно – долговременная тенденция. Вместе с тем можно предположить, что высокие цены на зерно спровоцированы сторонниками внедрения генномодифицированных продуктов. В результате зеленой революции урожайность зерновых практически подошла к своему верхнему пределу. Повышение урожайности культур возможно только с использованием генных технологий. Но во всем мире применение пищевых продуктов – ГМП, находится под запретом. В данной связи инициирование зернового кризиса открывает дорогу этим технологиям, а сама кампания по поводу дефицита зерна, хотя зерновой баланс в целом представляется надежным, напоминает эпопею с «озоновой дырой», когда из мирового рынка было вытеснено холодильное оборудование с использованием фреона.

Рекордный урожай зерновых в Казахстане – на уровне 19-20 млн. тонн позволяет экспортировать без нарушения продовольственной безопасности страны до 9 млн. тонн. По мнению правительства, внутренние цены, естественно, подтягиваются к мировым, так как наши производители зерна не хотят лишаться дополнительной прибыли, которую они могут получить при экспорте пшеницы.

Меры по стабилизации цен

Существенный рост цен на хлеб производители объясняют повышением цен на зерно и муку. Основным лейтмотивом хлебопеков является тезис: «Хлеб перестал быть социально значимым продуктом», выросло потребление овощей и фруктов.  Причиной для этого служит то, что численность официально бедных составляет всего 12% населения (это 1,8 млн. чел.). В этом плане Е. Ганн, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков говорит, что «Рост цен на муку и на хлеб – абсолютно объективный процесс. Ничего особенного не происходит. Сегодня надо говорить не о повышении стоимости зерна, муки и хлеба, а о гармонизации цен с возрастающими затратами на их производство… Население понимает правильно повышение цены на хлеб и считает, что если она выросла, то надо говорить о развитии социальных пакетов и дотациях».

По мнению Р. Азимова, президента Продовольственной корпорации Казахстана:  «Ажиотаж вокруг новой цены скоро уляжется, все о ней забудут. Тем более что резкого подорожания не было и нет… Рост внутренних цен, их подравнивание под мировые – неизбежный процесс. Рынок есть рынок».  Он буквально процитировал слова бывшего министра энергетики В. Школьника, который в прошлом году объяснял рост цен на горюче-смазочные материалы высокими мировыми ценами на нефть, стремлением производителей покрыть свои убытки от поставки удешевленного топлива сельскому хозяйству за счет экспорта бензина, только не нежеланием правительства регулировать цены на внутреннем рынке.

Для стабилизации зернового рынка правительством предусматривается осуществить закуп пшеницы по более высоким ценам – до 200 долларов за тонну, создать фонды зерна не только в рамках Продкорпорации, но и в каждой области. Непосредственно для социально уязвимых слоев населения разрабатывается механизм компенсации роста цены на хлеб, который будет представлен парламенту к 1 октябрю текущего года. Но окажутся ли эти меры действенными, неизвестно, а что будут делать люди, которые не попали под эту категорию, но находятся у самой границы – неясно.

Похоже, что правительство не может выявить истинные причины такого скачка цен практически на все стратегические товары и услуги.  Еще Аристотель проводил четкую грань между «хрематистикой» как деятельностью, направленной на извлечение прибыли, и «экономикой» как деятельностью, направленной на удовлетворение естественных потребностей, на приобретение благ для дома и государства. Государство должно обязывать всех хозяйствующих субъектов соблюдать правила и нормы этической экономики. Поэтому правительство не только может, но и должно контролировать и регулировать цены на внутреннем рынке, особенно на стратегически важные товары. Регулирование цен на стратегически важные товары и услуги может осуществляться как административными, так и экономическими методами.

Опыт регулирования цен

Государственное регулирование цен на важнейшие виды товаров и услуг в той или иной мере осуществляется во всех странах, в том числе и прямое регулирование цен в отдельных отраслях экономики. Главным образом регулируются цены в сельском хозяйстве, инфраструктурных отраслях – электроэнергетике, транспорте, связи, дорожном строительстве. В сельском хозяйстве поддерживаются гарантированные минимальные цены основных видов продукции, которая сочетается с государственными закупками излишков продукции, что приводит к поддержанию цен на приемлемом для сельскохозяйственных производителей уровне.

В зависимости от стран, государством регулируется от 10 до 20 и более процентов цен. Так, в Австрии регулируется 10% цен – лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение. Министерство экономики имеет право устанавливать цены на любой товар сроком на 6 месяцев. Причем цены устанавливаются исходя из интересов развития национальной экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости конкретного предприятия.

В Германии до последнего времени регулировались до 30% цен. В Греции – 20% потребительских товаров. В США – правовой основой регулирования цен являются антитрестовские законы. Государственные цены сохраняются в отраслях с естественной монополией – энергетика и связь. Особо ощутимую поддержку государство оказывает сельскому хозяйству, поддерживая мелких фермеров, продукция которых, как правило, не рентабельна.

Во Франции 20% цен регулируется государством – газ, электроэнергетика, транспорт и сельское хозяйство. При этом государством регулируется 90% цен на сельскохозяйственную продукцию, то есть динамика  розничных цен на продукты питания находится под контролем правительства.

Практически во всех странах государством регулируется арендная плата за жилье, устанавливается верхний предел ставки аренды квартиры. В данном отношении отказ от методов прямого регулирования цен на стратегические товары услуги казахстанским правительством, с нашей точки зрения, является ошибочным, а вмешательство в процесс ценообразования – не свидетельствует об откате от рыночной экономики.

Возможные меры по регулированию цен

Регулирование цен в стране должно исходить из позиции создания условий для устойчивого развития национальной экономики и улучшения жизни населения. В этой связи приматом экономической политики должно быть достижение данной цели, а не извлечение прибыли отдельными хозяйствующими субъектами. Вот почему ошибочной является сама политика, которая предполагает безубыточность хозяйственной деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Современная экономика любого государства являет собой два сектора – рыночное хозяйство, которое представлено частным сектором экономики, и государственно-административное хозяйство, которое представляет государственный сектор и может работать и не по рыночным законам.

В данной связи национальная экономика – смешанная экономика. Если главной целью рыночного сектора является извлечение прибыли, то государственного «нерыночного» сектора – обеспечение условий для нормального функционирования всей национальной экономики и условий жизнедеятельности всего населения. В соответствии с этим государственный сектор экономики должен производить те товары и услуги, которые жизненно необходимы для страны при заведомом превышении «цены предложения» над «ценой спроса». Общий мультипликативный эффект должен перекрыть те убытки, которые получат хозяйствующие субъекты государственного сектора.

В качестве критерия деятельности можно использовать критерий снижения затрат на производство товаров и услуг. Тогда конечной целью работы таких предприятий становится не получение прибыли, в том числе и за счет повышения цен, чтобы выйти на уровень безубыточности, а снижение затрат. К этому показателю можно было бы привязать и рост заработной платы, премии и другие виды материального поощрения работников.

В соответствии с таким подходом в сферу государственно-административного хозяйства должны быть включены предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, железнодорожного  транспорта, связи. В указанных отраслях цены и тарифы на услуги должны устанавливаться государством, а их развитие – финансироваться из бюджета страны.

Возвращение объектов жилищно-коммунального хозяйства в собственность государства и местных органов решит и проблему инвестирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов, снимет остроту постоянного роста цен и тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию и тепло. С нашей точки зрения, основной целью должна быть не стабилизация роста тарифов, а стабилизация самих тарифов. А это возможно только при изменении экономической политики и уяснении роли государственного сектора в смешанной экономике, которую мы строим. 

Неотложной мерой является установление предельных цен на стратегические товары и услуги в региональном разрезе. Не секрет, что цены на многие товары растут из-за большого числа посредников, которые «накручивают» свои цены. Так, розничные цены на сельскохозяйственные продукты и цены производителей отличаются почти в два раза.

В этой связи на основе рационализации системы поставок и реализации путем устранения лишних звеньев можно рассчитать предельную розничную цену с учетом средней нормы прибыли. Если число посредников будет больше, то, соответственно, будут снижаться прибыли посредников. Следовательно, со временем, снабженческая сеть сама оптимизируется.

Элиминирование влияния мировых цен. Колебания цен на продовольственные и сырьевые товары оказывает сильное влияние на маленькие экономики. Рост мировых цен на них приводит, как правило, к быстрому росту общего уровня цен, независимо от того, является эта страна экспортером или импортером. Снижение мировых цен слабо сказывается на общем уровне цен, рост которых просто несколько замедляется, но снижения цен не происходит, так как доминирующей тенденцией является общее повышение цен.

Вот почему важно предотвратить рост цен на экспортные товары внутри страны-экспортера, чтобы избежать повышения внутренних цен. Не секрет, что структура и уровень внутренних цен не могут и не должны соответствовать структуре и уровню мировых цен. Нам представляется, что возможны два механизма регулирования цен на такие товары.

Первый механизм – радикальный. Восстановление государственной монополии на экспорт зерна. В этом случае Продкорпорация должна осуществлять экспортные операции со всем казахстанским зерном на экспорт. Закупочные цены должны устанавливаться на уровне, обеспечивающем сложившуюся рентабельность производства. В определении уровня закупочных цен должны принимать участие сами производители и государственные органы. В случае неурожая или низких мировых цен Продкорпорация осуществляет закуп зерна по принятой в результате соглашения цене. В случае существенного роста мировых цен дополнительная прибыль может направляться в фонд развития сельского хозяйства, а также частично на дополнительную оплату за поставку зерна в Продкорпорацию.

Второй механизм – введение налога на сверхприбыль, полученную за счет роста экспортных цен, по аналогии с налогом на сверхприбыль при экспорте нефти. Этот налог в сочетании с гибкой системой экспертных пошлин может сдержать рост внутренних цен на зерно. Введение лицензирования экспорта зерна и дополнительных требований к экспортерам не даст реальных результатов, так как создает почву для коррупции.

Кто выиграл от роста мировых цен?

С нашей точки зрения, ошибочным является мнение, что выиграли все сельские товаропроизводители. Действительно, большинство мелких хозяйств под будущий урожай брали кредиты, фактически продали свой урожай по цене 120-150 долларов Продкорпорации еще весной. Только крупные зерносеющие хозяйства используют выгоды резкого роста мировых цен на зерно. И то, что правительство не принимает мер по регулированию цен на зерно, выгодно только крупным землевладельцам. В этом отношении введение налога на сверхприбыль большинства тружеников не коснется.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.