USD
492.14₸
+3.230
EUR
528.85₸
-3.770
RUB
5.01₸
+0.010
BRENT
74.83$
-0.110
BTC
74879.70$
-948.300

Рафис Абазов: «Самый нежелательный сценарий для Кыргызстана – это дестабилизация страны»

Политическая ситуация в Кыргызстане по-прежнему остается острой и непредсказуемой. Несмотря на то, что граница между Казахстаном...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Политическая ситуация в Кыргызстане по-прежнему остается острой и непредсказуемой. Несмотря на то, что граница между Казахстаном и Кыргызстаном официально открыта, немногие из наших граждан решатся поехать в Бишкек на отдых или даже в деловую командировку. О мародерствах и расхищении частной собственности постоянно сообщается в новостных лентах. К тому же, межэтнические столкновения между регионами приводят к гибели многих невинных людей. Как быть временному правительству в такой сложной ситуации и что Казахстан может извлечь из этого политического конфликта? Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал Рафис Абазов, профессор Колумбийского университета, Нью-Йорк, специализирующегося на центральноазиатском регионе.

– Уважаемый г-н Абазов, как Вы оцениваете текущую политическую ситуацию в Кыргызстане? Что вызывает у Вас особую тревогу?

– Несмотря на все заверения временного правительства, ситуация по-прежнему остается очень сложной. Я считаю, что есть несколько компонентов, которые вызывают особую тревогу: первое, это противостояние севера и юга страны, которое не сглаживается и все более усиливается. Это противостояние мы видим во многих событиях, которые прошли в течение многих недель.

Во-вторых, это фрагментация общества. Мы видим, что различные группировки пытаются продвинуть свои собственные интересы и готовы пойти на конфронтацию с другими группировками, тем самым, защищая свои интересы. Это социальные, политические, региональные группировки и некоторые специалисты приписывают сюда криминальные группы. Вместе с тем, мы видим разные группы общества, которые представлены временным правительством. Так как на данный момент не существует единого голоса во временном правительстве, его представители говорят о разных вещах и пытаются защитить разные точки зрения. Опять же, нет единой политики.

В-третьих, что вызывает опасение, это международный аспект. Сейчас идет большая игра, когда внешние силы конкурируют и соревнуются за влияние на политической арене Кыргызстана.

– Верите ли Вы в успех коалиционного правительства? Сможет ли оно, по Вашему мнению, стабилизировать политическую ситуацию в стране?

– На данном этапе сложно сказать, потому что правительство совершило и совершает множества ошибок, и мне кажется, одна из самых больших ошибок – роспуск Конституционного суда. Да, конечно, некоторые представители Конституционного суда принимали неверные решения и неприемлемо интерпретировали многие статьи конституции. Но это были отдельные члены Конституционного суда, причем здесь целый институт? Именно ликвидация его привела к тому, что в разработке новой конституции нет легитимного органа, который бы помог ее узаконить. С моей точки зрения, это очень серьезная проблема.

Вызывает тревогу во временном правительстве и то, что многие решения пытаются принять сходу, не продумывая нюансы, компромиссы и нестандартные решения. Эта конфронтация не способствует стабилизации общества. Но, с другой стороны, если временное правительство начнет прислушиваться к мнению своих оппонентов, если начнет находить больше компромиссов и действовать более гибко, у него есть шанс на успех.

– Какие приоритеты в работе должны определить для себя новые органы власти Кыргызстана?

– Существует много приоритетов, на которые стоит обратить внимания, но, прежде всего, – это экономический аспект. Дело в том, что за последние несколько лет стало понятно, что корень многих политических проблем заключается в экономическом развитии страны. За эти несколько лет произошли серьезные изменения в стране, в том числе не установилась четкая экономическая политика и стратегия, в каком направлении Кыргызстан должен развиваться экономически. Создавать рабочие места, преодолевая глобальный экономический кризис, и строить партнерские отношения с соседями – такой четкой политики не существовало.

Все понимают, что сейчас глобальный мировой кризис имеет место быть. В данных условиях каждое правительство страны должно заботиться о своем населении, и одна из форм такой заботы – создание рабочих мест. К сожалению, в Кыргызстане такой составляющей не было видно. Так, большое число кыргызов зарабатывают деньги за пределами своей страны. В связи с кризисом многие строительные площадки, предприятия, организации, на которых они работали, заморозили свою деятельность, и огромное количество людей оказались безработными. Правительство Кыргызстана предприняло действия, чтобы вернуть своих граждан обратно. Однако, вернувшись, люди увидели страну практически без возможностей трудоустройства и получения приемлемых заработных плат с приемлемыми условиями жизни. Но такая ситуация в стране не первый день, поэтому когда она продолжается годами, это создает взрывоопасную социальную среду, в которой нестабильное экономическое развитие вызывает опасную социальную ситуацию.

– Какова была позиция Правительства США к сложившейся ситуации в Кыргызстане?

– Мне кажется, события в Кыргызстане были огромной неожиданностью для многих стран мира. Для США Центральная Азия является очень важным геополитическим регионом, который особенно важен в контексте решения проблемы войны в Афганистане. В этом направлении Соединенные Штаты заинтересованы в серьезном сотрудничестве с Кыргызстаном, особенно в эксплуатации перевалочного пункта в аэропорту Манас.

Конечно же, заявления некоторых членов временного правительства горной республики о том, что в ближайшие дни база будет закрыта, вызвали большую тревогу. Данная авиабаза вносит огромный вклад в стабилизацию в Афганистане, так как она является одним из основных пунктов по перевалке людских и гуманитарных ресурсов, которые направляются в эту страну. Поэтому США прикладывают всевозможные усилия, для того чтобы провести переговоры, проясняющие ситуацию. Соединенные Штаты выразили готовность пойти навстречу временному правительству и найти компромисс для взаимовыгодных условий.

В данный момент перевалочный пункт функционирует. Глава временного правительства Роза Отунбаева пересмотрела решение и заявила, что временное правительство будет выполнять все принятые международные обязательства, включая обязательство принятия авиабазы на территории Кыргызстана. А недавно прошло сообщение, что контракт был продлен до следующего года.

– Каким Вы видите Кыргызстан через несколько лет? Какой из сценариев развития возможен для страны с нестабильной политической и экономической позицией?

– Представить Кыргызстан, например, через 5 лет очень сложно, так как политическая, экономическая и социальная ситуации абсолютно непредсказуемы и нестабильны. Все зависит от того, как будут осуществляться стабилизация политической ситуации, принятие новой конституции страны, выбор нового парламента и президента.

Возможно несколько сценариев. Самый оптимальный – в результате принятия новой конституции, референдумов и выборов к власти придут здравые силы, которые примут все усилия для стабилизации страны. В сотрудничестве с зарубежными партнерами попытаются решить экономические и социальные проблемы, стоящие перед Кыргызстаном, а именно привлечь инвестиции, поднять новые отрасли экономики, создать новые рабочие места и сделать Кыргызстан приемлемым партнером и развивающимся государством Центральной Азии.

Второй из сценариев, который возможен, касается текущей нестабильности. Безусловно, нестабильность будет влиять на экономическое и политическое развитие страны. Если рассмотреть гражданскую войну в Таджикистане, то после заключения мирного договора в 1997 году им потребовалось несколько лет для того, чтобы восстановить порядок и начать более стабильный экономический подъем. Это может тянуться и год, и два, и целых пять лет.

Самый нежелательный сценарий – это дестабилизация страны. Конфронтация между севером и югом может привести к тому, что политические элиты этих регионов перестанут искать компромиссы и начнут вести переговоры на конфликтных тонах. В принципе надо иметь в виду, что линия разлома проходит не только между регионами север и юг, есть и этнический компонент, поскольку в Кыргызстане существует большая община национальных меньшинств. Например, в стране из 5,309 млн. населения около 2 млн. человек узбеки. Не стоит забывать и о религиозном компоненте. В стране исповедуются различные религии, что также может стать инструментом дестабилизации.

– Ситуация в Кыргызстане может послужить урокам для Казахстана. Какой урок Казахстан может извлечь из этого внутриполитического конфликта?

– Главные уроки, которые Казахстан может извлечь из данного конфликта, это, во-первых, надо всегда обращать внимание на экономическое развитие страны и нужды людей. Все понимают, что существуют макроэкономические, макрофинансовые проблемы, но когда они касаются населения, каждое правительство обязано принимать все возможные усилия для создания рабочих мест для помощи простым людям.

Во-вторых, всегда надо искать компромисс. Есть такая американская пословица «В каждой сложной ситуации можно найти два очень простых решения. Но, к сожалению, часто эти два простых решения оказываются неверными». То есть присутствует соблазн быстрого решения сложных ситуаций, но быстро решать сложные проблемы и рубить «с плеча» нельзя. Нужно искать компромиссы и более эффективные решения проблем.

И, в-третьих, необходима эффективная политика правительства, которая внедряет долгосрочные планы для дальнейшего видения развития экономики страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.