Латвийский режиссер cнимет фильм Анти-Борат
Кинокартину покажут в 2015 годуВ 2015 году будет запущена в производство полнометражная британско-казахская кинокартина, снимать которую пригласили латвийского режиссера и клипмейкера Виктора Вилкса. «Это будет «Анти-Борат», - заявил режиссер в интервью порталу IMHOclub.lv.
Вилкс знаменит тем, что снимает клипы для российских поп- и рок-коллективов. В активе - ролики для «Мумий Тролля», «Би-2», Земфиры, «Сплина», Ивана Урганта, Густаво и многих других.
Весной этого года Вилкс (в сорежиссуре со Славомиром Леонтьевым из Литвы) выпустил на киностудии «Казахфильм» свой первый полнометражный фильм - «Препод». Монтаж и спецэффекты для фильма произведены в Латвии, в компании VilksProduction.
В пятницу, 13 декабря, фильм покажут и в Латвии, в рижском кинотеатре Splendid Palace. Показ пройдет в рамках посольского мероприятия в честь 22-летия независимости Республики Казахстан и поэтому будет закрытым.
Как рассказал Виктор Вилкс порталу IMHOclub.lv, музыкальная молодежная комедия «Препод» была снята на государственные деньги: «Кино в Казахстане не окупается, местным лентам приходится конкурировать не только с американскими, но и российскими».
«Передо мной поставили задачу снять молодежный фильм о студентах в стране с сильными мусульманскими традициями [...] На экране нет ни одного не азиатского лица. Но при этом все говорят на русском... Думаю, этим Казахстан доказывает ошибочность тезиса, что где русский язык - там Россия. Наоборот, казахи - глубокие патриоты. Удивительным может показаться, что этот патриотизм не имеет общих точек с национализмом. Патриотизм есть - а национализма нет. И говорят наши герои на чистейшем русском, без акцента», - рассказывает латвийский режиссер.
Показ пройдет в рамках посольского мероприятия в честь 22-летия независимости Республики Казахстан.
«Казахи очень любят свою страну, и их патриотические чувства были задеты фильмом Саши Барона Коэна «Борат». Наша задача - восстановить новой картиной попранный имидж Республики Казахстан, причем отчасти за британские деньги», - говорит Вилкс.
Режиссер поделился также своей сценарной идеей будущего фантастического фильма, включающего и исторический латвийский материал.
Перед группой ученых из далекого будущего стоит задача - передать знания людям прошлого, чтобы они успели рассчитать план спасения Земли. Для контакта им нужна группа детей до 12 лет. Но увидеть их в сонме существ прошлого можно лишь при условии, если их души взывают о помощи. Герой фильма Айвар попадает в 1943 год, в лагерь Саласпилс, куда после операции «Зимнее волшебство» свозят сотни детей, отобранных у «неблагонадежных» родителей. Детям предстоит передать полученные знания ученым, а для этого им нужно устроить побег...
«Я надеюсь, что идея такого отстраненного взгляда на наше недалекое прошлое будет будоражить и цеплять, - говорит Вилкс. - И что-то, может, щелкнет и сдвинется у зрителя. И по крайней мере в нашей стране больше ни один язык не повернется называть такие места «трудовыми лагерями»».
Латвийский режиссер дебютировал с полнометражным фильмом... в Казахстане. В интервью ИМХОклубу он рассказывает, как это получилось, и делится замыслом своей фантастической картины, действие которой происходит в том числе в концлагере Саласпилс в 1943 году, после операции «Зимнее волшебство»...
Виктор Вилкс рассказал и о фильме «Препод»
— Как получилось, что Казахстан пригласил вас снимать фильм?
— У меня есть друг Юркстулайстус. Именно ему первому предложили участвовать в этом проекте, но он окунулся в антиолигархическое движение и решил, что этот проект напрямую относится к объектам его борьбы. Гражданская совесть не позволила ему снимать фильм «Препод». Так что за «Препода» я благодарен Юркстулайстусу, а также Айнару Шлесерсу, Айвару Лембергсу и Андрису Шкеле, мир им.
Передо мной поставили задачу снять молодежный фильм о студентах в стране с сильными мусульманскими традициями. Я всегда работал для молодежной аудитории, но мои клипы — до сих пор, по крайней мере, — можно было показывать детям. Поэтому, я думаю, продюсер Ализода Сино Алиевич согласился на мою кандидатуру.
Певец Батырхан Шукенов сыграл одну из эпизодических ролей, а также выступил музыкальным продюсером в комедии Вилкса.
— На чьи деньги снят фильм?
— Конечно, это государственные деньги. Кино в Казахстане не окупается, местным лентам приходится конкурировать не только с американскими, но и российскими. Для чего государство дает деньги? Можно назвать наше кино пропагандистским. Мы пропагандируем критическое мышление.
— Фильм снят на русском языке, так?
— Вся группа была казахская, и актеры в том числе. То есть на экране нет ни одного не азиатского лица. Но при этом все говорят на русском... Думаю, этим Казахстан доказывает ошибочность тезиса, что где русский язык — там Россия.
Наоборот, казахи — глубокие патриоты. Удивительным может показаться, что этот патриотизм не имеет общих точек с национализмом. Патриотизм есть — а национализма нет. И говорят наши герои на чистейшем русском, без акцента. Зато они знают своих предков до седьмого-двенадцатого колена. Наизусть.
— Есть ли дальнейшие планы работать с Казахстаном?
— С директором «Казахфильма» Ермеком Амерхановичем Аманшаевым у нас сложились хорошие рабочие отношения. Vilks Postproduction сотрудничает с ними по нескольким направлениям: создание совместной компании постпродакшна, проект колоризации казахских классических кинолент (когда черно-белое кино становится цветным). Также в планах на 2015 год производство новой совместной британско-казахской картины. О чем? Как было сказано выше, казахи очень любят свою страну, и их патриотические чувства были немного задеты фильмом Саши Барона Коэна «Борат». Не имеет значения, что форма страны на политической карте не была похожа на Казахстан, а «казахский» сет был снят в Румынии. Наша задача — восстановить новой картиной попранный имидж республики Казахстан, причем отчасти за британские деньги. Ни больше ни меньше.
— Неужели директора казахстанской киностудии не «пинали» за то, что он приглашает иностранного режиссера?
— Для некоторых местных режиссеров это было огромной психологической травмой: как же, свои сидят без работы, а приезжает, можно сказать, дебютант — и не из Парижа, а из такой известной кинематографической страны, как Латвия. Но в самой группе отношения были большей частью хорошие. Дружеские отношения сложились и с операторской группой. Вообще это традиционная дружба: без поддержки оператора режиссер быстро скиснет. С актерами было легко работать.
Кадр из фильма «Препод».
Все они были никакими не актерами, а играли самих себя. Администрация выкидывала фортеля, сценарная группа до какого-то момента была совершенно не подконтрольной, и в конце концов они покинули проект. Музыкальный продюсер попросил убрать свою фамилию из титров: Восток — дело тонкое. Многие сцены дописывались непосредственно в ночь перед съемкой. Это, конечно, не могло понравиться съемочной группе.
Так что временами чувствовал себя Матросовым, бросающимся на амбразуру. Нас там было два тела — я и Славомир Леонтьев, с которым я делю ответственность за «Препода». За мной была кадровка, за Славой — визуальная составляющая. Монтаж, озвучку я делал уже один.