Данияр Алшинов: Все больше частных инвесторов рассматривают кино как объект инвестирования
Известный казахстанский актер рассказал о своем новом проекте «Украсть свои деньги», а также о том, с какими трудностями сталкивается отечественная киноиндустрияВ сентябре этого года шестисерийный сериал Infiniti был номинирован на международную премию «Эмми» в категории лучший телефильм/мини-сериал. Известный казахстанский актер Данияр Алшинов сыграл в нем одну из главных ролей. Церемония награждения 51-й International Emmy Awards пройдет 20 ноября 2023 года в Нью-Йорке.
Но международными наградами Данияра Алшинова не удивить. Так, в 2020 году он победил в номинации «Лучший актер» от European Cinematography Awards за роль в фильме «Черный, черный человек» (2019). В 2021 году стал лучшим драматическим актером на международном конкурсе IMDb в Нью-Йорке за фильм «Бой Атбая» (2019). А на прошлогоднем Венецианском кинофестивале за фильм «Голиаф» (2022) актер получил премию Premio bisato d'oro 2022 Best Actors, которую разделил с Бериком Айтжановым. Режиссером всех трех картин выступил Адильхан Ержанов.
Комедия «Украсть свои деньги» (2023), которая выходит в прокат 30 ноября этого года, стала первой актерской работой Данияра Алшинова за полтора года. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz известный казахстанский актер рассказал о том, с какими трудностями сталкивается отечественная киноиндустрия, а также оценил шансы сериала Infiniti на получение международной премии «Эмми».
- Данияр, в последние годы вы снимались в основном в драмах, а до весны этого года в течение полутора лет вообще не участвовали в съемках. Чем вас заинтересовал сценарий предстоящей комедии «Украсть свои деньги»?
- Здесь было несколько равнозначных факторов. Во-первых, эта история была знакома мне еще на этапе создания два года назад. Дело в том, что Казыбек Оразбек – сценарист фильма – мой очень хороший друг. Я знал обо всех стадиях написания сценария, где-то даже советовал и давал свою независимую оценку. Тогда я еще не знал, что буду играть в этом фильме главную роль.
Я очень рад, что эта картина нашла своих продюсеров, потому что не все хорошие сценарии получают финансирование. Подготовка к съемкам началась в конце весны этого года – тогда Казыбек Оразбек мне и позвонил. Он сказал, что продюсеры в один голос согласны с ним, что видят в этой роли меня – это всегда льстит и подразумевает дополнительную ответственность перед создателями фильма.
Вторым фактором послужила социальная основа, заложенная в этой картине. Контекст, в котором разворачиваются комедийные события, довольно остросоциальный: тема финансовых пирамид и религиозных сект. Я подумал, что это идеальная форма воздействия на зрителя. Фильм, который затрагивает интересную социальную тему и при этом ненавязчиво несет правильный посыл через юмор.
Плюс, в последнее время я снимался в тяжелых картинах и играл персонажей с довольно сложной судьбой. Появилась некая усталость, захотелось легкости: не слушать перед работой какую-то тяжелую музыку или не переставать общаться с близкими на период съемок, чтобы войти в образ. Если вкратце, то можно сказать, что я соскучился по комедийному жанру (улыбается).
- Вы упомянули, что в последние годы играли персонажей с непростой судьбой. Как вы оцениваете шансы сериала Infiniti, в котором вы снимались, на получение международной премии «Эмми»?
- Я оцениваю шансы в 25%, потому что в номинации участвует четыре фильма. Один из них, южнокорейский сериал Reborn Rich, довольно популярный и имеет свою аудиторию. Несколько человек даже писали в комментариях под моим постом о номинации на «Эмми», что Reborn Rich – классный сериал. Естественно, я их всех заблокировал (смеется).
Так получилось, что на съемках Infiniti была своя уникальная атмосфера: все подружились, команда выкладывалась, события складывались определенным образом, и, несмотря на карантин, работа продолжалась. Украинская команда сделала все, чтобы проект состоялся. Большая часть космических съемок была сделана в Украине на высочайшем уровне и за минимальный бюджет. Насколько я знаю, он составил около 15 млн евро.
На съемки у меня ушло с перерывами где-то полгода. Всего у меня было около 40 съемочных дней. Половину времени я снимался в Казахстане, другую – в Украине. Во Франции у меня съемок не было, но они были у героини Селин Саллет – ее линия начинается и заканчивается там. В целом 90% сериала было снято в Украине и Казахстане.
- Какие фильмы вы смотрите, и какие режиссеры вас вдохновляют? В одном из интервью вы говорили, что любите американское кино.
- Да, так и есть, и мы все понимаем, что американская киноиндустрия – номер один в мире. Помимо этого, есть очень классное азиатское кино: люблю японское кино, есть неплохие корейские драмы.
Идеальная формула фильма, на мой взгляд, это когда он является одновременно и авторским, и развлекательным – вообще, я не люблю это разграничение. Думаю, таких примеров очень много: любой фильм Мартина Скорсезе, картины Дени Вильнёва – особенно его ранние работы, «Черный ястреб» (2001) или «Гладиатор» (2000) Ридли Скотта. Это и самые сложные фильмы для создания, потому что нужно быть действительно большим мастером, чтобы суметь совместить и то, и другое.
Наверное, я чаще смотрю фильмы как обычный зритель, а не как человек из этой сферы. Вообще, меня всегда вдохновляла литература, потому что в ней больше пространства для фантазии. Актерам в принципе советуют для развития воображения больше читать книги, нежели смотреть фильмы. В актерской работе ценится то, как ты видишь своего персонажа и что можешь ему предложить. Кино тоже очень хорошо помогает в этом плане, но здесь есть обратная сторона: когда много смотришь на гениальных актеров, немножко начинаешь их копировать.
- В каком жанре кино вам нравится сниматься больше всего?
- Я не могу ответить на этот вопрос, потому что в целом люблю кино. У каждого проекта есть своя атмосфера. Многое зависит от команды, сценария, персонажа и, что немаловажно, атмосферы на площадке. Даже наличие хорошего режиссера, отличного сценария и классного актерского состава не всегда гарантирует хорошую атмосферу на площадке. И в этом есть магия кино. В процессе съемок фильм обретает свою волю и диктует свои условия. Какие-то фильмы складываются, а какие-то – нет. И в этом есть элемент провидения – фильмы получаются такими, какими они должны получиться.
Даже если самый плохой фильм вышел в свет – значит была проделана огромная работа. Потому что 99% других фильмов не вышли на экраны. Возможно, они даже были отсняты, но что-то пошло не так. Поэтому когда фильм выходит на экраны – это уже большое событие само по себе.
- Как вы оцениваете развитие казахстанского кинематографа в последние годы?
- Не могу отвечать за всю отрасль, потому что для этого нужно быть экспертом. Но я знаю, что рынок однозначно растет. Недавно я был в жюри кинофестиваля «Байконур» и слышал цифры на одной из панельных сессий. Во время пандемии мы, как и весь мир, очень сильно «просели». И только сейчас вернулись к допандемийным показателям. Скорее всего, в следующем году мы уже их превысим – когда будут освоены средства из бюджета, выделенные из Фонда кино. Это хороший знак, потому что для развития рынка нужен рост вливаемых средств.
Я также заметил, что все больше частных инвесторов рассматривают кино как объект инвестирования. У предпринимателей повышается инвестиционная грамотность: они уже не запрашивают нереальную маржу. Она уменьшилась для инвесторов, но при этом условия стали более выгодными для всех участников договора. И это хорошо, что появились предприниматели, готовые идти на такие условия, и которые в целом рассматривают кино как бизнес.
Думаю, у нас уже почти сформировался так называемый кинобизнес. И тогда, надеюсь, наши власти пойдут навстречу, и помогут этому бизнесу функционировать проще, без лишних бюрократических моментов. Или, допустим, у нас окончательно заработает Закон «О кинематографии». Но я четко вижу, что нужно сделать какой-то анализ, провести дискуссию на законодательном уровне с привлечением людей из киноиндустрии, чтобы понять, что может быть сделано для того, чтобы она развивалась быстрее.
- Что вы бы предложили для ускорения процесса развития отечественной киноиндустрии из вашего личного опыта?
- Нужно, конечно же, решать вопросы с кинотеатрами. Я считаю, что можно пересмотреть политику: насколько я знаю, сейчас кинотеатры получают 50% от всех сборов. Также ввести систему обязательного электронного подсчета билетов – когда кинотеатры честно регистрируют все проданные билеты, что дает полную прозрачность.
Помимо этого, есть момент с поддержкой авторского кино в Казахстане. Это известная для всех работников индустрии проблема: авторское кино никто не видит – зритель не имеет возможности его посмотреть. Например, 12 октября 2023 года вышел фильм с моим участием – «Обучение Адемоки» режиссера Адильхана Ержанова. Это прекрасное кино, и, возможно, моя лучшая роль. Но, как я и предполагал, в первую же неделю показа залы были пустые. В Астане было всего несколько сеансов и все в дневное время – соответственно, никто из моих друзей, кто работает, не смог пойти на этот фильм. А через некоторое время его сняли с проката.
Почему было мало просмотров в первую неделю? Потому что не было рекламы. А ее нет, потому что все знают из своего опыта, что авторские фильмы не приносят денег. Либо кино финансировалось государством, которое не так заинтересовано вернуть вложенные средства, как, например, частные инвесторы. Фильм «Обучение Адемоки» (2022) был снят на средства Фонда кино (из бюджета – Ред.). И даже взять те же авторские фильмы, за которые я получал награды – мне все писали в комментариях в Instagram, как это круто, но никто их не смотрел.
- Недавно вы также начали заниматься продюсированием кино. Есть ли желание развиваться дальше в этой сфере? А что насчет профессиональной карьеры в стендапе?
- Безусловно, желание развиваться в этой сфере есть, потому что я рассматриваю продюсирование, наверное, как возможность обезопасить себя как актера. Во-первых, с точки зрения того, что человек получает больше творческой свободы, если является одновременно продюсером фильма, в котором играет главную роль. Это хороший инструмент, который позволяет развиваться в качестве актера. Думаю, эти профессии смежные, и они прекрасно сосуществуют друг с другом.
Насчет стендапа – наверное, пока рано говорить о какой-то профессиональной карьере. В планах написать и отснять сольный концерт, но я не ставлю конкретные сроки. Главное, чтобы это было какое-то полноценное высказывание на интересующую меня тему и чтобы выступление осталось на цифровых носителях. Рынок стендапа сейчас развивается, и было бы неплохо для начала показать людям какой-то материал, чтобы они его оценили.
- Спасибо большое за интервью, желаем вам дальнейших творческих успехов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.