Не осталось ни одной страны, которой мы бы не подражали в сфере образования - сенатор
С 2000 по 2017 год образовательный стандарт менялся 7 раз, сказал Мурат БахтиярулыСенатор Мурат Бахтиярулы в депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова поднял вопрос эффективности образовательных программ. По его словам, многие учителя и ученики недовольны изменениями в этой сфере, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Наверно, не осталось ни одной страны, которой мы бы не подражали в сфере образования. Но нужны ли они обществу? Отвечают ли нашим интересам? Мы упустили из виду хорошие слова: «Семь раз отмерь, один - отрежь». К примеру, за последние пять лет Закон об образовании претерпел 29 изменений и дополнений, образовательный стандарт менялся 7 раз с 2000 по 2017 год. С каждым изменением содержание учебников обновляется, тратятся огромные средства, издаются новые учебники. В развитых странах, например, в Японии, госстандарт обсуждался несколько лет, в последний раз менялся в 2010 году. Мы слишком поторопились с разработкой обновленной образовательной программы в средних школах», - сказал депутат.
Казахстанские дети становятся «экспериментальной площадкой для бесконечных реформ», считает Мурат Бахтиярулы. Тем временем за последние 30 лет через систему образования Казахстана прошли более 10 млн человек.
«Ведь мы также несем ответственность за неуверенность в себе нового поколения. За то, что молодые люди не смогли сформироваться как специалисты, как личности. Наличие отдаленных друг от друга социальных групп, их открытые противостояния, начало жестокости и произвола кроется именно в знании. Потому что у нас недостаточно развита среда, где можно получить качественное образование. Согласно исследованию Всемирного банка, только 1% учащихся в стране получает доступное и качественное образование», - продолжил сенатор.
По его данным, за последние три года в республике родились более 1,2 млн малышей, что является огромной демографической нагрузкой на сферу образования. Для этих детей в будущем необходимо построить не менее 3 тыс. школ.
«По данным исследования Всемирного банка, сейчас индекс человеческого капитала в среднем составляет 63%. Этот индекс представляет собой совокупность способности и навыков учащихся, которые должны быть сформированы, начиная с рождения до 18 лет. Наша система образования дает всего лишь 63%. Что нам нужно делать, чтобы увеличить этот показатель до 90%? Это очень сложный вопрос. Неравенство и разрыв в образовании у нас достаточно большие. К примеру, разница в финансировании между НИШ и обычной школой - в 6 раз. Ученику из сельской школы, таких 44% в стране, требуется 6 лет, чтобы достичь уровня образования ученика НИШ», - отметил Мурат Бахтиярулы.
Еще одна проблема, по мнению сенатора, касается трехъязычия.
«Безусловно, требования по знанию английского языка нашей молодежью продиктовано временем. Но какая потребность в обучении сразу трем языкам казахских малышей в детском саду, в первом классе, у которых еще не полностью сформированы система мышления, развитие сознания? Почему Япония, Финляндия, Китай, Франция до 10 лет не обучают своих детей другим языкам? Изучив, сколько языков преподают в начальных классах в 30 сильнейших странах мира, мы видели, что два языка в первом классе преподаются только в четырех странах, во втором – в пяти, в четвертом – в 12 странах. А три языка вообще не преподаются ни в одном государстве мира, кроме Казахстана. Следовательно, знание иностранного языка не является главным показателем грамотности, а лишь инструментом, необходимым для освоения высот мировой науки», - считает он.
По сведениям депутата, Министерство образования и науки РК оказывает более 200 услуг в соответствии с действующими правилами. В частности, координирует работу 10,3 тыс. детских садов, 7,5 тыс. средних школ, 820 колледжей, 120 вузов с контингентом 600 тыс. студентов и полмиллиона учителей и педагогов.
«Это очень большая нагрузка для одного министерства. Поэтому, исходя из опыта таких стран, как США, Великобритания, Польша, Россия, считаем целесообразным рассмотреть пути оптимизации системы управления министерства. Корни многих сложных проблем в обществе лежат в сфере образования. Хочу сказать, что создание нового справедливого общества начинается с воспитания образованного и сознательного поколения. Для реформы в сфере образования мы должны сформировать систему, в которой воспитываются граждане, которым с малых лет прививают служение национальным интересам», - заключил сенатор.