Что изменилось в сфере образования в 2021 году
О нововведениях рассказал глава МОН РКОб основных нововведениях, реализованных в системе образования и науки в 2021 году, рассказал глава профильного ведомства Асхат Аймагамбетов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Асхат Аймагамбетов напомнил, что с января 2021 года заработная плата учителей школ, воспитателей детских садов и преподавателей колледжей была повышена на 25%. «Кстати, она увеличилась еще на 25% и с января этого года, - написал министр образования и науки в Facebook. - Также с сентября 2021 года была уменьшена рабочая нагрузка педагогов. Это значит, что теперь в рамках одной ставки педагоги работают не 18, а 16 часов в неделю».
В связи с тем, что Закон «О статусе педагога» не распространялся на преподавателей вузов, их заработная плата не подлежала ежегодному 25-процентному повышению. «Мы приняли специальный приказ, и подведомственные нам вузы повысили зарплату ППС с 1 сентября 2021 года», - отметил Асхат Аймагамбетов.
Так, для рядовых преподавателей установлена минимальная оплата в размере 200 тыс. тенге, а для профессоров – 350-400 тыс. тенге. «При этом учебная ставка теперь не должна превышать 680 часов в год, - пояснил глава МОН. - Данная мера также стала возможной благодаря поддержке нашего президента и повышению стоимости гранта в таком объеме впервые с 2011 года».
В 2021 году были значительно повышены требования для желающих работать педагогами. «Таким образом, слабые выпускники школ уже не могут поступить на эти специальности, поскольку на педагогическое направление сейчас установлен самый высокий пороговый балл ЕНТ среди всех направлений подготовки, - написал министр. - Равно как и размеры стипендий обучающихся по педспециальностям сейчас являются самыми высокими».
Все это стало важным шагом для повышения статуса профессии, уверен Асхат Аймагамбетов:
«Эффект не заставил себя ждать, и мы уже видим, что в нашу профессию – профессию педагога – сейчас приходят лучшие из лучших. Средний балл поступающих значительно повысился, в разы выросло количество обладателей знака «Алтын белгі».
Еще одно новшество – обязательное тестирование для выпускников педвузов. «Теперь слабо подготовленные претенденты не смогут трудоустроиться в качестве учителей, - пояснил министр. - То есть диплом о педагогическом образовании уже не является гарантом трудоустройства. Поскольку работа с детьми – крайне важное и ответственное направление, предварительно необходимо пройти независимое тестирование. Такой внешний экзамен в 2021 году сдали почти 40 тыс. выпускников. Из них только те, кто набрал пороговый балл, получили возможность работать в школе. Новшество наглядно продемонстрировало и качество работы вузов. 36 университетов уже лишены лицензии и теперь не смогут «печатать» дипломы».
Для директоров школ, которые долгое время работают в одной организации, была введена система ротации. Теперь они смогут работать первыми руководителями в одной организации не дольше 7 лет. Ротация уже стартовала и будет проводиться на протяжении всего года, заверил глава МОН.
«Также для директоров организаций образования в 2021 году введена новая система назначения на эту должность с четкими сроками, критериями, тестированием и др. для улучшения качественного состава, - говорится в публикации министра. - Кстати, для директоров мы ввели квалификационные категории, за которые они стали получать ежемесячную надбавку от 30% до 100% от своего оклада. Как это работает? Каждые 3 года директор теперь обязан проходить аттестацию. По результатам руководитель либо получает одну из категорий, а вместе с ней на 3 года и ежемесячную солидную надбавку (от 30% до 100% от оклада), либо, в случае очень низкой эффективности, руководителя увольняют».
Также разработаны новые правила приема педагогов на работу. «Если кратко, то отныне у директоров не будет возможности на свое усмотрение единолично принимать на работу учителей, - написал Асхат Аймагамбетов. - Теперь установлены четкие критерии, и учителя принимаются на работу через конкурс, на основании результатов своей деятельности и достижений. В этом году процедура будет переведена в цифровой формат».
В прошлом году впервые была введена должность педагога-ассистента для детей с особыми потребностями. На сегодняшний день в школах РК работают 1 200 таких педагогов.
Кроме того, была разработана новая модель развития дошкольного воспитания и обучения. Она направлена на изменение подходов к процессам воспитания и обучения детей, отметил министр. Всего же в 2021 году открыто 480 детских садов, в том числе три для детей с особыми образовательными потребностями, что позволило создать почти 35 тыс. мест.
В 2021 году ЕНТ было переведено в электронный формат. Теперь тестирование проходит за компьютерами под наблюдением видеокамер с прокторингом, прямой трансляцией в интернете и последующей повторной проверкой видео, сообщил глава МОН:
«В отличие от предыдущей бумажной системы, когда все бланки и книжки-вопросники сжигали в день сдачи тестирования, теперь при экзаменации остаются цифровые следы, что соответственно, помимо всех прочих плюсов, еще и серьезно повышает объективность и прозрачность тестирования».
Также с прошлого года абитуриентам предоставлена возможность поступать в магистратуру и докторантуру два раза в год вместо одного, как это было ранее.
Полностью изменились Правила деятельности диссертационных советов. «Важно обеспечить качество их работы, - считает Асхат Аймагамбетов. - Нашему комитету пришлось закрыть почти 40 диссоветов. При этом мы открыли доступ ко всем защищаемым после принятия этих правил диссертациям, а сама процедура защиты теперь обязательно проходит с подключением онлайн-трансляции. Есть и другие важные нормы в этих правилах».
Были закрыты 15 вузов, предоставлявших некачественное образование, продолжил министр. Еще у 65 вузов отозвано более 500 лицензий из-за слабого качества обучения. Также закрыты 30 колледжей и отозвано 2 тыс. лицензий по тем специальностям, обучение по которым осуществлялось не на должном уровне.
«В 2021 году был отмечен настоящий бум открытия частных школ. Почти 170 частных школ открыли свои двери в прошлом году. Это произошло, в первую очередь, благодаря введению подушевого финансирования и размещению госзаказа», - написал Асхат Аймагамбетов.
В соответствии с поручением президента увеличены стипендии студентов вузов. К примеру, у докторантов за последние два года стипендия выросла с 82 тыс. до 170 тыс. тенге. В сентябре этого года последует еще одно повышение.
Количество государственных образовательных грантов для обучения в вузе было увеличено на 5 тыс. На столько же число грантов вырастет и в этом году. Также в 2021 году впервые введена постдокторантура для молодых ученых.
«Теперь ежегодно 500 ученых могут на целый год поехать в самый лучший научный центр зарубежья за счет бюджета на стажировку. В декабре 2021 года на заседании комиссии около 500 ученым уже были присуждены эти стипендии», - подчеркнул руководитель МОН.
Кроме того, принятые недавно поправки в Закон «О науке» избавили ученых-языковедов, историков, археологов, философов и др. от грантовой зависимости, продолжил министр. «Соответственно, им предоставлена гарантия поддержки их научной деятельности, - пояснил Асхат Аймагамбетов. - Как минимум 1 600 ученых получили постоянную стабильную оплату труда вне зависимости от результатов грантовых конкурсов. Важность такой поддержки трудно переоценить».
Для поддержки одаренных детей разработан и внесен в мажилис законопроект, предусматривающий выплату денежных премий призерам международных олимпиад, а также педагогам-тренерам. В дополнение к принимаемым мерам планируется предоставить призерам возможность для поступления в вузы на грант без сдачи ЕНТ.
«Для развития технического и профессионального образования были приняты новые поправки. С 2021 года время обучения по дуальной системе засчитывается в трудовой стаж, колледжи теперь могут продавать продукцию, изготавливаемую во время практических работ, наставники от производства, помогающие студентам во время дуального обучения, теперь получают оплату, утвержден новый классификатор, внедрена новая система приема студентов в колледжи и размещения госзаказа по принципу «Деньги следуют за студентом», - написал министр образования и науки.
С января 2021 года внедрена новая модель управления системой образования в регионах. Районные и городские отделы образования финансово и организационно стали подотчетны управлениям образования областей. Раньше они были фактически независимы от областных управлений, подчиняясь и управляясь районными и городскими акиматами. Управляемости в системе руководства средним и дошкольным образованием стало намного больше, считает министр.
«Проблемы еще имеются, и из-за специфики отрасли некоторые из них пока не решены. Но мы приложим все усилия для скорейшего разрешения актуальных вопросов», - заверил глава МОН.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.