Представлена Концепция развития финсектора
Предусмотрен переход от антикризисного регулирования к устойчивому ростуВ рамках Высшего совета по реформам, который состоялся 30 июня, председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова представила проект Концепции развития финансового сектора Казахстана до 2030 года. Документ разработан по поручению президента, сообщает со ссылкой на АРРФР корреспондент центра деловой информации Kapital.kz
Целью Концепции определено формирование интегрированного в международное пространство, устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка, который обеспечивает весомый вклад в стабильный и инклюзивный экономический рост Казахстана и улучшение благосостояния населения.
Концепция предусматривает переход от антикризисного регулирования к устойчивому развитию финансового рынка.
Для достижения цели Концепции определены 5 ключевых принципов развития финансового рынка.
Первый – обеспечение положительного эффекта от развития финансового сектора на экономический рост.
Второй – создание условий для развития финансовых технологий и внедрения инновационных продуктов и услуг.
Третий – поддержание финансовой стабильности, ориентированное на обеспечение устойчивости и непрерывности деятельности финансовых институтов.
Четвертый – развитие конкуренции и создание равных условий деятельности для всех финансовых организаций.
Пятый – повышение финансовой инклюзии и предоставление равных условий доступа к финансовым продуктам и услугам для всех потребителей.
Для достижения указанной цели определены 7 стратегических направлений развития финансового сектора, 3 из которых имеют кросс-секторальный характер и актуальны для всех сегментов финансового рынка, и 4 стратегических направления содержат специфические секторальные задачи и инициативы для ключевых участников финансового рынка.
Первое направление. Обеспечение финансовой стабильности и поддержание доверия к финансовой системе.
Обеспечение стабильности финансового рынка будет осуществляться за счет реализации эффективной макропруденциальной политики и риск-ориентированного надзора.
В рамках макропруденциальной политики рассматривается введение контрциклического буфера к минимальной достаточности собственного капитала банков.
Также планируется расширение критериев признания финансовых организаций системно значимыми с установлением к ним повышенных требований к системам управления рисками и информационной безопасности.
По результатам ежегодной оценки SREP и стресс-тестирования планируется установление надзорной надбавки к коэффициентам достаточности капитала банка (второй компонент Базель 2).
Будет продолжена работа по имплементации регулярной оценки активов (AQR) и надзорного стресс-тестирования в процесс ежегодной надзорной оценки SREP. AQR и стресс-тестирование, дополняя анализ SREP, будут давать полную картину финансового состояния банков и позволяют регулятору применять надзорные меры для покрытия всех рисков, которым подвержен банк.
Для снижения системных рисков планируется введение консолидированного надзора финансовых конгломератов в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.
Для стимулирования банков к применению лучших инструментов риск-менеджмента будут усилены требования к внутренним процессам банков по оценке достаточности собственного капитала (ICAAP) и ликвидности (ILAAP). Для управления рыночными рисками планируется разработка надзорной методологии по оценке влияния процентных рисков на доходность и капитал банков (IRRBB).
В сфере ПОД/ФТ будет осуществлен переход от формальных пороговых операций к эффективным критериям.
Второе направление. Развитие инноваций, финансовых технологий, новых бизнес-моделей и компетенций.
Для оптимизации регуляторной нагрузки будет осуществлен переход к дата-центричному надзору и автоматизированы процедуры надзора финансовых организаций с применением технологии RegTech и SupTech.
В последние годы наблюдается рост цифровых сервисов на финансовом рынке в виде платформенных решений и экосистем. Для ограничения потенциальных рисков, связанных с внедрением финансовыми организациями цифровых сервисов, будет внедряться соответствующее регулирование.
Для обеспечения справедливой конкуренции между финансовыми организациями в сфере онлайн-сервиса будут выработаны подходы для внедрения стандартов открытых интерфейсов Open API и Open Banking.
Следуя повестке ООН по устойчивому развитию, приоритетным направлением станет внедрение принципов ESG на финансовом рынке, а также стимулирование развития «зеленого финансирования». В соответствии с новыми международными стандартами в сфере ESG на финансовом рынке будет осуществлен поэтапный переход от добровольного к обязательному раскрытию финансовыми организациями нефинансовой отчетности о подверженности ESG-рискам. Будет осуществлена интеграция принципов ESG во внутренние системы управления рисками и корпоративное управление финансовых организаций. В дальнейшем оценка ESG-рисков будет включена в надзорную систему SREP и стресс-тестирование.
Для обеспечения эффективного взаимодействия участников рынка по вопросам информационной безопасности будет автоматизирована система мониторинга и реагирования на события и инциденты кибербезопасности финансового рынка.
Третье направление. Обеспечение добросовестного поведения, защита прав и интересов потребителей финансовых услуг.
Планируется внедрение новой комплексной модели защиты потребителей для перехода на проактивную работу по обеспечению защиты прав потребителей.
Ключевым элементом новой модели является внедрение риск-ориентированного подхода, предусматривающего анализ бизнес-моделей и стратегий финансовых организаций для выявления на ранних этапах недобросовестных практик работы с потребителями и принятия принудительных мер надзорного реагирования для исправления и недопущения ситуации, когда она будет угрожать интересам большего числа потребителей.
Для обеспечения добросовестной работы с потребителями будут внедрены поведенческие стандарты финансовых организаций, направленные на выявление рисков для потребителей на этапе создания финансового продукта, раскрытие информации о финансовых продуктах и рисках с учетом финансовой грамотности потребителя, расширение каналов подачи обращений, оперативное урегулирование споров по линии обратной связи.
В рамках развития финансовой инклюзии будут приняты меры по созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, функционированию интерактивной карты адаптированных отделений финансовых организаций в разрезе регионов. Планируется адаптация условий наиболее востребованных финансовых продуктов под нужды лиц с инвалидностью. Для повышения уровня финансовой грамотности планируется увеличение охвата населения образовательными программами по вопросам цифровой и киберграмотности, защиты от рисков, связанных с использованием новых технологий и интернет-мошенничеством.
Четвертое направление. Финансирование экономики и развитие банковского сектора.
Основной задачей банковского сектора должно стать стимулирование роста экономики через эффективное перераспределение денежных ресурсов.
Для этого предусмотрены инициативы по увеличению доли рыночного кредитования экономики, в том числе путем пруденциального стимулирования для высвобождения капитала и ликвидности на расширение кредитования бизнеса.
Кроме этого, планируется поэтапное сокращение участия государства в программах прямого финансирования экономики, что обеспечит замещение государственного финансирования в крупных и капиталоемких инвестиционных проектах ресурсами финансового рынка.
Необходимо прекращение государственной поддержки нежизнеспособных предприятий, а также совершенствование процедур реабилитации и банкротства несостоятельных должников.
Наряду с этим продолжится развитие альтернативных инструментов финансирования, таких как факторинг, лизинг, синдицированное кредитование, государственно-частное партнерство.
Для вовлечения стрессовых активов в экономический оборот будут созданы институциональные условия для появления частных инвесторов и управляющих на рынке стрессовых активов, а также проработан вопрос создания цифровой платформы для совершения сделок со стрессовыми активами.
Пятое направление. Развитие рынка страхования как инструмента защиты финансовых интересов.
Страховой сектор является социально ориентированной отраслью, основная задача которой - повышение благосостояния населения и защита его имущественных интересов.
Ключевые инициативы по данному направлению включают расширение линейки страховых услуг, совершенствование инфраструктуры страхового рынка, в том числе за счет цифровизации, а также повышение устойчивости страхового сектора посредством внедрения международных стандартов оценки платежеспособности.
В отрасли общего страхования основные направления развития будут ориентированы на защиту интересов населения и субъектов предпринимательства посредством внедрения вмененного страхования. Развитие вмененного страхования позволит обеспечить имущественную защиту населения от профессиональных ошибок, некачественных услуг, предоставляемых субъектами предпринимательства.
В целях расширения инвестиционных возможностей для физических лиц будет продолжена работа по активизации долгосрочных накопительных инвестиционных продуктов страхования жизни unit-linked.
Будет продолжено развитие Единой страховой базы данных для осуществления онлайн-урегулирования страховых выплат.
Для повышения качества оказываемых услуг планируется введение института саморегулирования страховых посредников (страховых агентов).
Для расширения возможностей национального страхового рынка планируется развитие совместного страхования одного риска несколькими страховщиками путем создания страховых пулов по вмененным видам страхования.
Дальнейшее развитие системы гарантирования страховых выплат предусматривает расширение гарантируемых классов страхования, упрощение механизма осуществления гарантийных выплат из Фонда гарантирования страховых выплат, обеспечение непрерывности выплат по аннуитетным видам страхования.
Шестое направление. Развитие рынка ценных бумаг как дополнительного канала финансирования экономики.
Роль фондового рынка значительно возросла в привлечении внешних и внутренних инвестиций и как альтернативный инструмент для повышения сбережений населения.
Для развития фондового рынка будут реализованы мероприятия по повышению институционального и розничного спроса, а также глубины и ликвидности на фондовом рынке.
Будет продолжена масштабная технологическая модернизация инфраструктурных организаций фондового рынка для развития регионального учетно-расчетного хаба.
Для увеличения потенциала сектора в финансировании экономики планируется проведение IPO крупных компаний на KASE и AIX. Это также позволит повысить позиции Казахстана в международных индексах FTSE и MSCI.
Для выхода новых эмитентов на рынок отдельные инициативы будут направлены на повышение качества и прозрачности корпоративного управления частных компаний, развитие системы дистанционной идентификации клиентов и расширение рынка кастодиальных услуг.
Развитие рынка капитала будет проводиться в тесном взаимодействии с МФЦА для повышения синергетического эффекта от функционирования двух бирж.
В рамках реализации Стратегии развития МФЦА планируется расширение перечня финансовых услуг для участников МФЦА и доступа к инфраструктуре финансового рынка. Так, намечена интеграция пострейдинговой инфраструктуры на базе Центрального депозитария и депозитария AIX. МФЦА имеет большой потенциал в развитии исламского банкинга, биржевой торговли криптовалютами. Совместно с МФЦА планируется внедрение единых подходов к регулированию регуляторной песочницы для апробации финансовых инноваций, новых технологий и финансовых услуг.
Седьмое направление. Развитие небанковского сектора и микрофинансирования.
Рынок микрофинансирования играет важную роль в повышении доступности финансовых услуг для широких слоев населения и представителей малого бизнеса в регионах.
Для микрофинансовых организаций будет расширен спектр предоставляемых услуг, включая агентские, платежно-расчетные и консультационные услуги для бизнеса.
Вовлечение МФО в реализацию государственных программ развития бизнеса, в особенности на селе, будет содействовать развитию аграрной отрасли и обеспечению занятости в регионах.
Для расширения и диверсификации источников их фондирования будет реализован механизм апексных организаций.
Для крупных МФО, желающих масштабировать бизнес, будет предоставлена возможность конвертации в банк.
Для ограничения рисков в потребительском кредитовании планируется увеличение коэффициентов риск-взвешивания при выдаче беззалоговых кредитов, ужесточение требований к уровню долговой нагрузки и снижение эффективных ставок вознаграждения.
В рамках пропорционального регулирования будет рассмотрен вопрос ослабления регуляторной нагрузки для участников рынка, не имеющих системного риска: это кредитные товарищества и ломбарды.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.