Как будут развивать рынок стрессовых активов
Частным инвесторам разрешат управлять крупными корпоративными займами, сказала Мадина АбылкасымоваПредседатель Агентства по регулированию и развитию
финансового рынка Мадина Абылкасымова представила в сенате проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка стрессовых
активов», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Цель законопроекта - создание условий для дальнейшего развития ликвидного рынка стрессовых активов на рыночных принципах и вовлечения их в экономический оборот.
«С 2017 по 2021 год были списаны стрессовые активы на 6,7 трлн тенге. На 1 января 2022 года размер стрессовых активов составил 2,3 трлн тенге или 6% от активов банковской системы. Для создания рыночного механизма очистки балансов банков от неработающих кредитов без привлечения государственных средств необходимо развитие ликвидного рынка стрессовых активов», - сказала она.
Во-первых, законопроектом предусматривается включить в список авторизованных покупателей стрессовых активов частных инвесторов. Сейчас перечень включает: БВУ, дочерние организации банков по управлению стрессовыми активами, Фонд проблемных кредитов, коллекторские агентства и другие финорганизации. «Список расширяется, право продажи стрессовых активов банков и МФО передается частным инвесторам. Частным инвесторам разрешат приобретать только проблемные займы юрлиц и ИП. Законопроектом не предусмотрена продажа кредитов физлиц частным инвесторам», - рассказала она.
Во-вторых, законопроектом предусматривается создание института сервисных компаний, которые будут предоставлять услуги частным инвесторам по обслуживанию и управлению неработающими кредитами. Функциями сервисных компаний предлагается наделить дочерние организации банков и коллекторские агентства. Сервисные компании будут управлять активами и разрабатывать индивидуальные стратегии взыскания.
«Для сервисных компаний будут установлены повышенные требования по размеру капитала, опыту работы на рынке, наличию безупречной деловой репутации и отсутствию надзорных мер и санкций. Агентство будет вести реестр таких компаний», - сообщила она.
В-третьих, законопроектом предусматривается возможность для
частных инвесторов самостоятельно управлять крупными корпоративными займами
свыше
50 млн тенге при:
- приобретении мелких займов юридических
лиц
с задолженностью менее 50 млн тенге;
- приобретении займов индивидуальных
предпринимателей;
- приобретении займов нерезидентами.
«Общее количество проблемных заемщиков - юрлиц и ИП составляет 16 тыс. заемщиков на сумму 1,1 трлн тенге. Из указанного количества на крупные займы юридических лиц свыше 50 млн тенге приходится порядка 2 тыс. заемщиков на сумму 1 трлн тенге. На небольшие займы с задолженностью менее 50 млн тенге приходится порядка 14 тыс. заемщиков на сумму 128 млрд тенге», - отметила Мадина Абылкасымова, добавив, что на частного инвестора будут распространены все требования и ограничения в рамках законодательства.
«В-четвертых, законопроект предусматривает установление предельного срока в 3 года для нахождения на балансах банков и микрофинансовых организаций взысканного имущества, то есть имущества, перешедшего в собственность банка. Это будет стимулировать банки и МФО ускоренно вовлекать стрессовые активы в экономический оборот. При этом установленные Земельным кодексом нормы, касающиеся земельных участков, и сроки принудительного изъятия сохраняются», - отметила Мадина Абылкасымова.
К стрессовым активам относятся:
- кредиты с
просрочкой более 90 дней на сумму 870 млрд тенге;
- реструктуризированные кредиты
на сумму 936 млрд тенге;
- взысканное имущество на сумму 156 млрд тенге;
- активы
дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами на сумму 356
млрд тенге.