В перспективе Нацбанк должен выйти из пула управляющих пенсионными активами
Глава АФК Елена Бахмутова рассказала, как она относится к досрочному изъятию средств из ЕНПФ, сколько казахстанцев находятся вне пенсионной системыПо мнению председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Елены Бахмутовой, нужно вернуться к принципам частного управления пенсионными активами. «Необходима либерализация требований для частных управляющих пенсионными активами. В настоящее время они де-факто также консервативны в своих инвестиционных декларациях, как и Нацбанк, поскольку имеют тот же перечень разрешенных инструментов инвестирования. Такой подход значительно сужает возможности для привлечения вкладчиков», - уверена глава АФК. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz она рассказала, какие предложения были со стороны АФК по пенсионной системе и почему дополнительные взносы в ЕНПФ с работодателей нужно вводить постепенно.
- Елена Леонидовна, с 2021 года у казахстанцев появилась возможность досрочно использовать часть своих накоплений на улучшение жилищных условий, лечение, также они могут передать их в управление частным управляющим. Как вы относитесь к этой инициативе?
- В этой инициативе есть как положительные, так и отрицательные стороны. Начнем с плюсов. Наконец казахстанцы поняли, что обязательные пенсионные взносы это не налог государству, а собственность, которой можно с выгодой распорядиться.
Поговорим о минусах этой инициативы. Задача пенсионных накоплений – обеспечение дохода казахстанцев при достижении пенсионного возраста. В этот период большинство граждан теряют привычный заработок, и от размера пенсионных выплат напрямую зависит дальнейший уровень их благосостояния. Поэтому любые досрочные изъятия из ЕНПФ не по целевому назначению в идеале должны быть компенсированы будущими пенсионными взносами вкладчика, пока он находится в трудоспособном возрасте. Такой механизм широко применяется в международной практике для накопительных пенсионных систем. Если изъятые из системы пенсионные сбережения не восполняются, то человек сам, по своей воле лишает себя части будущей пенсии.
Министерство труда и социальной защиты населения справедливо опасается, что большинство наших граждан не будет получать в старости хотя бы 40% от своего прежнего трудового дохода, что по стандартам Международной организации труда является минимальной ставкой замещения утраченного дохода для пенсионных выплат.
Для большинства жителей нашей страны такая ставка замещения только за счет пенсионных накоплений пока неприменима, так как для ее достижения необходим трудовой стаж не менее 40 лет, а с момента запуска новой пенсионной системы прошло лишь 24 года.
Кстати, этот факт часто используется как доказательство якобы несостоятельности накопительной системы, когда в обоснование приводятся усредненные размеры пенсионных накоплений в расчете на одного вкладчика. Тогда как без учета возраста и трудового стажа такие показатели можно сравнить лишь с измерением средней температуры по больнице.
На улучшение своих жилищных условий казахстанцы изъяли из ЕНПФ более 3,4 трлн тенге. Важно, чтобы к моменту выхода на пенсию им удалось за счет будущих обязательных и, возможно, добровольных взносов компенсировать потери, чтобы не испытать падения своих доходов в старости и не обращаться за поддержкой к бюджету. То есть не перекладывать ответственность за свои решения на плечи будущих налогоплательщиков.
- Есть ли у вас статистика, сколько казахстанцев сейчас находятся за бортом пенсионной системы?
- По данным Бюро нацстатистики, на конец марта 2022 года из 9,2 млн работающих в Казахстане 27,3% – это казахстанцы, которые не являются наемными работниками. Очевидно, что именно эта категория граждан находится в уязвимом положении и не в полной мере охвачена накопительной пенсионной системой. Если же посмотреть еще глубже, то доля наемных работников, занятых в организациях, составляет чуть более 63% от рабочей силы. Получается, что около 3,4 млн человек это те, кто не имеет постоянной работы либо постоянного работодателя. Скорее всего, накопления таких граждан в ЕНПФ недостаточны для получения в будущем пенсии на уровне 40% от их реального бывшего дохода. Действительность такова, что обязательные пенсионными взносы удерживаются от минимально допустимых уровней дохода - в лучшем случае от минимальной заработной платы.
Однако в рассуждениях о приемлемой ставке замещения принято исходить из среднего размера заработной платы, что создает искаженные и завышенные ожидания граждан от накопительной пенсионный системы. Замещается 40% только того дохода, с которого фактически были уплачены взносы. Так называемая «оптимизация пенсионных взносов» в будущем обернется мизерными пенсионными накоплениями и зависимостью от базовой пенсионной выплаты из бюджета, которая не превышает прожиточный минимум.
- Как можно стимулировать самозанятых осуществлять пенсионные взносы?
- В первую очередь, необходима последовательная, взвешенная и долгосрочная социальная политика, а также комплекс мер административного, налогового стимулирования, повышения финансовой грамотности. Чиновники предпочитают не говорить всей правды, тем самым завышая ожидания граждан. Во всех странах пенсионные выплаты - огромное бремя для бюджета. Обязательная накопительная система как важнейший элемент трехуровневой пенсионной системы создает справедливый баланс распределения ответственности между гражданами и государством. При этом ответственность граждан за свое пенсионное обеспечение в старости - это не просто слова.
Попытки скрыть часть дохода от уплаты пенсионных взносов, досрочное изъятие на альтернативные цели без острой необходимости не должны оставаться без внимания общества. Такие граждане должны нести полную ответственность и не призывать государство и будущих налогоплательщиков расплачиваться за собственные неосмотрительные действия.
- По статистике ЕНПФ, большинство вкладчиков предпочли досрочно использовать пенсионные накопления для улучшения своих жилищных условий. И это, помимо роста цена на стройматериалы, резко подтолкнуло цены на недвижимость вверх…
- Чтобы этого избежать, жилье должно использоваться по своему прямому назначению – то есть для проживания. Если же мы рассматриваем жилую недвижимость как инвестиции, то здесь уже работают другие законы. В Казахстане принято расценивать недвижимость как инвестиционный инструмент. В разгар кампании по изъятию пенсионных накоплений встречалась такая реклама от крупных застройщиков: «храните ваши пенсии в квадратных метрах». Это пример неверной мотивации граждан. Вы не сможете на квадратные метры приобрести продукты, медикаменты. Точнее вы будете ожидать, что рост цен на недвижимость должен опережать доходы граждан и вы выиграете, однако те, кто действительно нуждается в жилище, не смогут его приобрести из-за дороговизны. Кто же тогда в выигрыше?
Население в развитых странах, как правило, не рассматривает жилую недвижимость как инвестиционный инструмент, предпочитая инструменты фондового рынка. В Казахстане доля розничных инвесторов пока еще незначительна, хотя есть большой прогресс за последние годы.
- Как вы считаете, стоит ли как-то расширить цели, на которые можно потратить досрочно изъятые пенсионные накопления?
- Думаю, что утвержденные цели вполне оптимальны и их не стоит менять. Причем нельзя отменять право на изъятие и для будущих вкладчиков. Должна быть последовательность в политике - разрешив что-то, не следует впоследствии усложнять правила игры. Это подрывает доверие граждан и толкает на различные ухищрения.
Полагаю, что нужно поощрять в первую очередь тех, кто сохраняет свои пенсионные накопления для основной цели - получения дохода в старости. Для этого необходима дальнейшая либерализация передачи пенсионных накоплений в частное управление. К сожалению, в данном вопросе пока очень мало подвижек.
- В этом году активно стал подниматься вопрос по снижению пенсионного возраста для женщин. В мае 2022 года министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова сообщила, что «в рабочей группе ведутся расчеты» по этому поводу. Может, у вас есть информация, на каком этапе эти расчеты, обсуждается ли данный вопрсс на уровне правительства, АФК?
- Еще в 1998 году, на этапе внедрения накопительной пенсионной системы, были примерно такие же дискуссии. Уходящая солидарная пенсионная система базировалась на том, что последующее поколение работающих граждан (налогоплательщиков) несло бремя содержания состоявшихся пенсионеров. Новая трехуровневая пенсионная система, которая заменила прежнюю солидарную, основана на других принципах. Первый - базовый уровень гарантированных выплат из бюджета положен всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, и не превышает прожиточного минимума. Второй уровень - накопительный, размер выплат прямо зависит от размера накоплений. При этом доступ к пенсионным накоплениям можно получить уже в 45 лет при покупке пенсионного аннуитета, если размер накоплений достаточен. Третий уровень — это добровольные накопления граждан в виде добровольных пенсионных взносов.
Таким образом, обсуждения по снижению пенсионного возраста должны рассматривать в рамках принятой трехуровневый системы. Первый уровень - прямые обязательства бюджета. Без кардинального повышения доходов бюджета и снижения зависимости от трансфертов из Нацфонда принимать дополнительные социальные обязательства следует после тщательного публичного рассмотрения. Право на ранний выход предоставлен многодетным матерям, отдельным категориям граждан, занятых на вредных производствах, что вполне оправдано.
Второй уровень - накопительный, уже сейчас позволяет женщинам раньше оставлять работу и получать выплаты за счет пенсионного аннуитета, начиная с 45 лет. Необходимо совершенствовать формы семейных аннуитетов, делая их более привлекательными для семей, в которых женщины занимались домашним хозяйством, воспитанием детей.
Добровольные взносы могут вноситься супругами и также содействовать досрочному выходу на пенсию женщин.
- Как вы считаете, как стоит трансформировать инвестиционную стратегию ЕНПФ и в целом пенсионную систему?
- Считаю, что в перспективе Нацбанк должен окончательно выйти из пула управляющих пенсионными активами. Полагаю, что нужно вернуться к принципам частного управления, то есть к системе, которая была до полной передачи пенсионных активов в доверительное управление Национальному банку в 2014 году. К этой цели нужно двигаться постепенно с учетом извлеченных уроков прошлого и текущего уровня развития фондового рынка. Необходима либерализация требований для частных управляющих пенсионными активами. В настоящее время они де-факто также консервативны в своих инвестиционных декларациях, как и Нацбанк, поскольку имеют тот же перечень разрешенных инструментов инвестирования. Такой подход значительно сужает возможности для привлечения вкладчиков.
Также можно рассмотреть введение мотивирующего пакета для вкладчиков. В рамках мотивирующего пакета есть программа «минимум», а есть программа «максимум». Программа «минимум», которую мы предлагали, обсуждалась, но пока не нашла своего отклика. Она заключается в том, чтобы частные управляющие могли отдавать часть полученного инвестиционного дохода самим же вкладчикам.
- Часть, это сколько?
- Могут использоваться разные варианты. Например, по итогам инвестиционного года вкладчикам могла бы выплачиваться половина от полученного инвестдохода. Также можно выплачивать им инвестдоход, который превышает среднерыночный.
- Почему возникло предложение по мотивационному пакету?
- Эта инициатива появилась по аналогии с досрочными изъятиями части пенсионных накоплений. Ведь если человек может изымать часть своих средств из ЕНПФ на альтернативные цели, то почему он не может потратить часть своего инвестиционного дохода от пенсионных активов, причем без их изъятия из системы, на свои нужды? Например, на те же стоматологические услуги.
Программа «максимум» заключается в том, чтобы передать всю сумму накоплений, а не только свыше порога, в частное управление по выбору вкладчика. Поскольку пенсионные накопления не изымаются из системы, а только инвестируются до достижения пенсионного возраста, то риски здесь минимальны.
Конечно, решение о передаче пенсионных накоплений в одну или несколько управляющих компаний должен принимать сам вкладчик.
Одновременно ЕНПФ как учетная организация должен остаться, чтобы минимизировать расходы по учету пенсионных взносов. А Нацбанк может остаться управляющим для тех, кто такой выбор не совершил. Полагаю, что таких вкладчиков со временем будет становиться все меньше.
- На каком уровне сейчас обсуждение вашего предложения?
- Недавно был принят пакет поправок в законопроект, который касался изменений, затрагивающих рынок страхования и рынок ценных бумаг. И, к сожалению, наши предложения по использованию вкладчиками части инвестиционного дохода пока не нашли своего отражения. Надеюсь, мы продолжим диалог с регуляторами и сможем вернуться к рыночным принципам управления пенсионными активами. Причем этот процесс не займет годы.
Для повышения доступа субъектов экономики к каналам финансирования необходимо иметь не только банковский канал кредитования, но также развитый долговой и фондовый рынок. Чтобы компании были готовы выйти на фондовый рынок для привлечения акционерного капитала, либо с размещением облигаций для долгового капитала, они должны видеть достаточное количество инвесторов и понимать перспективы ликвидности рынка. Поэтому нужно развивать как рынок розничных, так и институциональных инвесторов. И здесь ключевая роль отводится частному управлению пенсионными активами.
- Какие опасения были у Нацбанка по введению мотивирующего пакета?
- Дискуссию следует продолжить, причем на профессиональном уровне. Допускаю, что единовременная передача пенсионных активов затруднительна и может дестабилизировать рынок. Однако необходимо определиться со стратегией и последующей тактикой. По сути, речь идет о структурном изменении финансового рынка. Пока ни в одном программном документе не зафиксирована такая цель. Когда в 2014 году все пенсионные активы были переведены в ЕНПФ и отданы целиком в доверительное управление Нацбанку – это была временная мера. И вот прошло уже 8 лет, а 99% пенсионных активов по- прежнему под управлением Нацбанка.
Можно бесконечно обсуждать, что вначале - яйцо или курица, то есть ждать, пока рынок наполнится новыми инвесторами, или же дать толчок через частное управление пенсионными активами. В этом направлении нужно двигаться последовательно и системно. Тот объем средств, который появится на рынке, должна поглотить экономика.
- Помните, когда были частные пенсионные фонды, некоторые из них обещали определенную доходность. В результате вкладчики активно мигрировали из одного НПФ в другой. Но, конечно, эти обещания по доходности не всегда выполнялись…
- Агрессивная реклама НПФ была запрещена, так же как и обещание будущего дохода. С недобросовестными участниками рынка надо бороться цивилизованно и решительно. Но это не значит, что с водой нужно выплеснуть и ребенка. Трудности есть всегда, но движение невозможно без их преодоления.
- С 2023 года планируется обязать работодателей отчислять за своих работников 5%-ный взнос в ЕНПФ. Эту норму должны были ввести еще в 2018 году, но из-за введения ОСМС, пандемии ее внедрение было перенесено. Как вы относитесь к инициативе по введению обязательных взносов работодателей?
- Отрицательно отношусь к модели в форме условно-накопительной системы обязательных взносов работодателей, поскольку она дезавуирует принципы трехуровневой пенсионной системы. Из системы убирается главный принцип - собственности накоплений, и вводятся элементы перераспределения взносов при назначении пенсионных выплат. Полагаю, что условно-накопительная система точно не окажет позитивного воздействия на эффективность пенсионной системы.
Если говорить о введении обязательных взносов работодателей на принципах строго накопительной системы, то есть с правом наследования и распоряжения пенсионными накоплениями, то здесь есть нюансы. По данным международных исследований и расчетов ЕНПФ, чтобы в будущем пенсионная выплата составила не менее 40% от трудового дохода вкладчика, он ежемесячно должен отчислять в ЕНПФ не менее 13% своей зарплаты. В Казахстане этот показатель составляет 10%. Поэтому и возникла инициатива повысить данную ставку. Хотя альтернативой росту обязательной ставки могло бы стать реальное стимулирование добровольных пенсионных отчислений.
И здесь давайте вернемся к ранее упомянутым данным Бюро национальной статистики, согласно которым около 37% трудоспособных казахстанцев не имеют работодателей в лице организаций. И получается, что эти 5%-ные отчисления со стороны работодателя не коснутся самой уязвимой категории трудоспособных граждан.
Выходит, что новые взносы направлены на повышение достаточности пенсионных выплат относительно благополучной части рабочей силы. Предложения по введению 5% пенсионных отчислений работодателей актуальны, когда в структуре рабочей силы превалируют наемные сотрудники, занятые в организациях. В Казахстане стимулируется развитие микро, малого, индивидуального предпринимательства, крестьянских и фермерских хозяйств.
Возложение дополнительного бремени на ответственных работодателей скорее будет провоцировать их сокращать количество наемных работников и фонд оплаты труда.
Если все же останется в силе введение обязательных взносов работодателей, то необходимо это делать на накопительных принципах с сохранением собственности вкладчика, поэтапно. Можно постепенно довести ставку отчислений в ЕНПФ до 3% от заработка работника, а также с применением порогов для доходов, с которых будут начисляться взносы работодателя аналогично действующей системе для обязательных пенсионных взносов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.