Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. abr: руководство к действию как открыть ресторан

abr: руководство к действию как открыть ресторан

Бренд-шеф нового проекта abr «Афиша» Александр Прошенков о рецепте успешного ресторана

Капитал - abr: руководство к действию как открыть ресторан

Ресторанная компания abr совместно с центром деловой информации Капитал.kz в рамках проекта «abr: руководство к действию» делится собственным опытом и знаниями в ресторанной̆ сфере с точки зрения предпринимательства, управления, операций и маркетинга. Сегодня о нюансах открытия ресторана, эффективности проектов и гастрономических особенностях рассказывает Александр Прошенков, бренд-шеф нового проекта abr «Афиша».

КОНЦЕПЦИЯ 

Концепция - это первое, что должно быть в голове у инвестора. Для начала необходимо определиться с тематической направленностью заведения, а потом уже искать локацию, т.е. планомерно прорабатывать рынок недвижимости. Например, вы планируете открыть мексиканский street-фуд или ресторан с итальянской или французской кухней, при этом следует учитывать, что под них должны быть абсолютно разные технические задания и помещения. Бывают, конечно, и исключения. Допустим, у вас есть шикарное помещение, тогда уже конкретно под него нужно постараться подобрать ту идеальную концепцию, которая в этой локации будет работать на 100%. Что касается казахстанского рынка, он достаточно пустой. В Алматы игроков, на которых можно равняться и говорить о том, что их развитие больше вперед, чем назад, легко посчитать на пальцах одной - максимум двух рук. Все остальное по большому счету пережитки прошлого. Единственное, наверное, из чего можно что-то выбрать, не считая региональной кухни - это бургеры. Но опять-таки даже их можно совершенно по-другому переиграть. В частности, в США существует масса форматов стрит фуда, думаю и в Казахстане, они были бы к месту. А вообще больше всего здесь не хватает качественной, честной и настоящей еды, когда не портят продукты, а наоборот делают интересную еду на каждый день. Т.е. демократичные атмосферные места с хорошей едой и винами. По моим наблюдениям, в Алматы можно практически любое направление раскачать так чтобы оно заработало. Я сюда как раз и приехал, чтобы сделать гастрономическую революцию. 

ЛОКАЦИЯ 

Нужно сначала определиться с локацией, а потом уже под нее продумывать, анализировать и подбирать концепцию. Это будет логично и правильно. Вообще локация определяющий фактор того, что там именно нужно делать. Например, место строительства «Афиши» на мой взгляд, лучшая локация в городе и открывать там фаст-фуд было бы глупо. Это аналогично тому, что купить туфли Gucci и поехать в них на дачу. C другой стороны я уверен, что даже в самом отдаленном районе города, можно открыть интересный проект с точки зрения бизнеса, который будет рентабельным. В конечном счете, месторасположение и класс ресторана определяют только возможности и амбиции инвестора или шефа. По моему опыту, фаст-фуд может быть гораздо интересней по рентабельности, чем ресторан высокой кухни. Все зависит от правильно подобранной модели бизнеса и ее воспроизведения. Основная задача ресторана – окупить вложенные средства в короткие сроки, и дальше зарабатывать. В зависимости от суммы инвестиций и масштабов бизнеса, срок окупаемости ресторана составляет в среднем 2-3 года. Если за это время он не окупается, то что-то было сделано не так - неоправданно большие инвестиции или неправильно работающая система ресторана. А если ресторан «отбился» за 1-1,5 года уже успех.

КОМАНДА 

В хорошо развитом ресторанном мире - в США и Европе, распространен тандем «шеф+инвестор». Раньше было так: сначала придумывали концепцию и под нее уже искали шеф-повара. Сейчас все намного современнее и по мне гораздо интересней, когда два идейных человека, заряженных одной мыслью думают в одном направлении. У одного есть финансовые возможности и желание, у другого – руки, амбиции и голова. При таком тандеме ресторан, как правило, открывается не на год-два, а прочно занимает свое место на рынке. В этой сфере есть профессиональные особенности и технические нюансы, которые могут быть непонятны начинающему инвестору, а грамотный шеф может реализовать проект с учетом всех моментов. Но есть и опытные инвесторы, которые открыли не один ресторан. На самом деле, очень круто, когда ресторатор может самостоятельно придумать успешный концепт и подобрать грамотную команду. В Москве таких примеров много. За годы работы я не раз наблюдал ситуацию, когда ресторан практически на стадии открытия, а шеф-повара еще нет. В таком случае потом или шеф работает в неудобных условиях, либо бюджет инвестора увеличивается в несколько раз на переделку кухни. На мой взгляд, привлекать шефа нужно на стадии разработки концепции и чем раньше, тем лучше. От масштабов проекта зависит и величина команды шеф-повара. В крупном заведении обычно нужны вспомогательные позиции, такие как товаровед, маркетолог, специалист по подбору персонала. При этом операционные или исполнительные подразделения могут быть внедрены как в ресторан, так и в бэк-офис. К примеру, в нашем строящемся ресторане в «Афише» я буду лично вести почти все процессы. Тем самым ты больше владеешь ситуацией. Если ты сам контролируешь эти моменты, то эффективность бизнеса становится гораздо выше. Т.е. у шеф-повара помимо основных обязанностей, есть еще и смежные. В их числе улучшение сервиса, развитие всей команды, проведение тренингов, аттестация персонала. Как минимум раз в месяц, необходимо анализировать финансовый отчет с целью выявления слабых сторон в экономике ресторана и оперативной работы над их устранением. Если оперировать цифрами, то в ресторан на 120-150 посадочных мест достаточно 12-15 человек на кухне, то же и с официантами. В небольшом заведении до 100 посадочных мест, можно обойтись командой в 10 человек. Сейчас в тренде маленькие рестораны на 50 посадочных мест с открытой кухней, где работают не более 6 человек. Однако необходимо помнить, что количество линейного персонала варьируется в зависимости от концепции ресторана. В Казахстане уровень подготовки профессиональных кадров в этой сфере и качество профильного образования соответственно, еще хуже, чем в Москве. Хотя здесь могут попасться неплохие специалисты на разные позиции, например, су-шеф или бар-менеджер, но на должность шеф-повара я считаю, лучше всего приглашать профессионала из-за рубежа, грамотно его подобрав. Он будет делиться своим опытом и знаниями, что позволит развиваться не только конкретному бизнесу, но и рынку в целом. Главное - не промахнуться с шефом. Заработная плата приглашенного шеф-повара может варьироваться в пределах $2-8 тыс. плюс компенсационный пакет: перелет, проживание, трансфер. Все зависит от «звездного» статуса шефа, масштабов проекта и поставленных задач.

МЕНЮ 

Для меня идеальное меню – лист формата А4 и чем меньше количество представленных блюд, тем лучше. Объяснение простое: при большом меню сложно соблюдать его качество, т.к. в одном блюде может быть от 5 до 15 заготовок, которые должны быть идеальной свежести. Маленькое меню, гораздо проще выдержать идеальным, но с одним условием, что оно будет живым и часто меняющимся. Например, меню Del Papa летом обновилось почти на 95%. Обычно раз в сезон я обновляю меню на 50-60%. Это происходит перед началом весенне-летнего и осенне- зимнего сезонов. Я считаю, что нужно по максимуму использовать сезонность. Меню нужно составлять так, чтобы оно было объемным не по количеству, а по наполняемости. Необязательно предлагать 5 видов примерно одинакового мяса или рыбы, лучше 2-3 позиции, но разноплановых. 

Важно не только знать целевую аудиторию, но и чувствовать ее потребности. Одна из определяющих задач шеф-повара - воспитывать и помогать развивать вкус гостей через еду. Невозможно сделать так, чтобы меню понравилось всем. Естественно всегда будут более и менее продаваемые блюда. Чтобы оперативно реагировать и своевременно избавляться от балласта не пользующихся спросом блюд следует регулярно держать руку на пульсе.

КЛИЕНТЫ 

Гости - лучший показатель успешности проекта. Если их мало - это говорит о том что, что-то идет не так. По моему опыту, если у ресторана 30-40% постоянных гостей, можно говорить об успешности проекта. В частности, во флагманской Del Papa на Фурманова достаточно высокий процент постоянных гостей - порядка 25-30%. Это те люди, которые приходят регулярно как минимум 2-3 раза в неделю. В среднем в рабочие дни нас посещают около 150-200 человек, тогда как в выходные - полная посадка несколько раз – больше 250 человек.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке