Coca-Cola: 30 лет на рынке Казахстана
От символа западной мечты до одного из крупнейших работодателей и инвесторов страны в сфере FMCG
В 2025 году Coca-Cola отмечает 30-летие на рынке Казахстана. За это время бренд прошел путь от символа западной мечты до одного из крупнейших работодателей и инвесторов страны в отрасли FMCG. Первые бутылки Coca-Cola в 1994 году завозились из Турции, но уже в 1995 году было открыто собственное производство в Казахстане на базе ТОО «Совместное предприятие Кока-Кола Алматы Боттлерс». Это была одна из первых крупных иностранных инвестиций в пищевую отрасль Казахстана после распада Советского Союза. Первый завод с двумя производственными линиями находился на улице Гоголя в Алматы.
В 2005 году производство перенесли в поселок Береке близ Алматы, где сегодня уже 11 линий и было создано более 700 рабочих мест. В 2008 году ТОО «Совместное предприятие Кока-Кола Алматы Боттлерс» полностью перешло под руководство Coca-Cola İçecek (CCI).
В 2016 году CCI официально запустила в Астане второй казахстанский завод с производственной мощностью 400 млн литров напитков в год.
В 2024 году Coca-Cola İçecek открыла в Шымкенте третий завод в Казахстане мощностью 283 млн литров продукции в год. Инвестиции в проект составили около 27 млрд тенге, было создано 150 рабочих мест. С 1994 года Coca-Cola İçecek инвестировала в Казахстан более 106 млрд тенге.
В апреле 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев лично посетил завод в Шымкенте. Он отметил, что развитие таких крупных предприятий играет ключевую роль в диверсификации экономики Казахстана и укреплении его промышленного потенциала.
Сегодня компания выпускает на территории РК напитки следующих брендов: Coca-Cola, Fanta, Sprite, Fusetea, Piko, Schweppes, а также воду Bonaqua. В июне 2025 года CCI подтвердила намерение продолжать расширение и сделать Казахстан одним из своих ключевых производственных хабов в регионе.
Сила бренда
Coca-Cola ассоциируется не только с культовым напитком, но также с «волшебным» маркетингом. Вспомните хотя бы новогоднюю рекламу «Праздник к нам приходит» с Санта-Клаусом и вереницей ярких грузовиков.
Бренд всегда создает тренды и привлекает внимание: от первого рекламного слогана напитка в 1886 году – «Пейте Coca Cola, освежающую и бодрящую» до современных рекламных кампаний, которые отличаются креативностью и новаторством.
В 2021 году была представлена новая глобальная рекламная концепция бренда Coca-Cola под названием «Магия момента»/«Нағыз ғажайып» (Real Magic). Она сменила концепцию «Попробуй... почувствуй»/«Татып көр... сезін» (Taste the Feeling), с которой бренд «жил» с 2016 года. Coca-Cola меняет концепцию каждые 5-6 лет, чтобы рекламные слоганы и образы всегда оставались актуальными.
Вклад в экономику
История Coca-Cola в Казахстане – это не только производственные мощности, но и вклад в экономику, устойчивое развитие и социальные программы. Сегодня компания обеспечивает работой более 1000 сотрудников, а еще 12 тыс. рабочих мест поддерживается благодаря деятельности CCI в различных секторах экономики.
Вклад системы Coca-Cola в экономику Казахстана за период с 2013 по 2023 год был проанализирован в масштабном исследовании CCI Kazakhstan совместно с EY.
Так, кумулятивный полный вклад CCI в ВВП Казахстана за 10 лет был оценен в 1,44 трлн тенге (3,2 млрд долларов).
Из этой суммы 475 млрд тенге – прямой вклад экосистемы CCI в ВВП страны, 675 млрд тенге – расходы на закупку казахстанских товаров и услуг и дистрибуцию продукции, еще 289 млрд тенге – потребительские расходы сотрудников, поставщиков, подрядчиков и самой CCI.
Компания вложила в бюджет республики около 259 млрд тенге в виде налогов и других обязательных платежей за последние 10 лет.
Устойчивое развитие как основа ведения бизнеса
В 2022 году CCI объявила о своих обязательствах до 2030 года в области достижения целей устойчивого развития в странах, где она оперирует. Это касается вопросов вторичного использования упаковки, водных ресурсов и изменения климата, соблюдения прав человека, разнообразия и инклюзивности сообщества.
Объем инвестиций в проекты в области охраны окружающей среды составил более 2 млн долларов c 2013 по 2023 год. Например, было закуплено более 11 тыс. единиц холодильного оборудования, которое функционирует на экологически безопасном хладагенте, делятся в CCI Kazakhstan.
Общая сумма инвестиций системы Coca-Cola в социальные инициативы за 2013-2023 годы составила более 4,8 млрд тенге. К ключевым проектам можно отнести:
«Кока-Кола Белестерi». Действует с 2012 года, призван поддерживать женское предпринимательство, в основном – в сельской местности. Инвестиции в проект составили более 3 млн долларов. За 12 лет обучение прошли свыше 135 тыс. женщин. Выпускницы проекта создали в Казахстане более 13 тыс. рабочих мест.
«3.2.1. Старт!». Действует с 2015 года, вложенные инвестиции – 270 млн тенге. Цель проекта – создание молодежного экосообщества Казахстана. В первое время участники проходили обучение по различным дисциплинам в области экологии, управления проектами и получали гранты на cвои идеи. К 2023 году было обучено 18 тыс. студентов, 19 стартапов получили гранты на общую сумму в 20 млн тенге.
Проект с 2023 года сфокусирован на сборе пластиковой упаковки и продвижении раздельного сбора отходов среди студентов. В университетах по всей стране были установлены специальные контейнеры, привлечены организации по сбору пластика. Студентов обучали принципам сортировки и переработки, они участвовали в субботниках и инициировали собственные экопроекты. В девятом сезоне (2024-2025 годы) в проекте приняли участие 14 университетов. Студенты собрали рекордные 35 тонн пластика – почти вдвое больше, чем в прошлом году.
«Скажи да переработке
пластика». Проект длился с 2019 по 2025 год и был направлен
на поддержку предприятий по сбору и переработке отходов пластиковой упаковки, а также на усовершенствование системы сбора и переработки пластиковых отходов в Казахстане. За
это время во всех регионах страны были проведены многочисленные круглые столы,
семинары и конференции с участием госорганов и бизнеса, а также
просветительские мероприятия для населения в области правильного обращения с
отходами упаковки, которые охватили более 5 млн человек.
Была создана сеть «Пластнет», объединившая более 100 предприятий, заинтересованных в организации раздельного сбора и переработки пластиковых отходов; налажены связи между сборщиками и образователями отходов, оказана поддержка сборщикам и переработчикам в виде оборудования и консультационных услуг.
«Интегрированное управление водоразделами в бассейне реки Ишим». Период реализации – с мая 2023 по март 2024 года, инвестиции – 75 млн тенге. Проект направлен на улучшение условий сельскохозяйственных и пастбищных земель в водоразделах бассейна реки Ишим в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
Благодаря инвестициям международного благотворительного фонда «The Coca-Cola Foundation» в восстановление водных ресурсов Казахстана за последние 10 лет было сохранено более 25 млрд литров воды, рассказывают в компании.
Бренд работодателя
CCI Kazakhstan получила сразу два престижных международных признания – сертификацию Top Employer 2025 и Equal Pay, подтверждающие высокий уровень корпоративной культуры, заботы о сотрудниках и справедливого подхода к оплате труда.
Эти достижения стали важным шагом на пути к реализации амбициозной цели компании – стать лидером в сфере FMCG.
Сильными сторонами CCI Kazakhstan остаются продуманная адаптация новых сотрудников, индивидуальные планы развития, регулярная обратная связь и встречи с руководством. Компания активно автоматизирует HR-процессы, инвестирует в цифровое обучение, развивает менторские и коучинговые программы, а также регулярно проводит опросы сотрудников.
В планах на 2026 год – расширение обучающих программ, развитие благополучия сотрудников, новые инициативы в области Diversity & Inclusion (разнообразие и инклюзивность – Ред.) и усиление бренда работодателя.
Справочно: CCI, дочерняя компания Anadolu Group – турецкая многонациональная компания по производству напитков, осуществляющая деятельность в Турции, Пакистане, Казахстане, Ираке, Узбекистане, Бангладеш, Азербайджане, Кыргызстане, Иордании, Таджикистане, Туркменистане и Сирии.
CCI производит, распространяет и продает газированные и негазированные напитки компаний The Coca-Cola Company и Monster Energy Beverage Corporation, а также занимается производством фруктовых концентратов через свою дочернюю компанию Anadolu Etap İçecek (Anadolu Etap Penkon Gıda ve İçecek Ürünleri Sanayi ve Ticaret Anonim Şirket).
CCI насчитывает более 10 тыс. сотрудников, имеет 35 заводов по розливу напитков и три предприятия по переработке фруктов в 12 странах, предлагая широкий ассортимент продукции для населения численностью 600 млн человек. Помимо газированных напитков, в портфеле компании – соки, вода, спортивные и энергетические напитки, холодный чай и кофе.
Акции CCI торгуются на Стамбульской фондовой бирже (Borsa Istanbul) под тикером “CCOLA.IS”.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.