В исследовании Глобального института McKinsey (MGI) говорится о том, что до 2024 года рост мировой производительности труда может ускориться на 1 процентный пункт в год. Это означает существенный прирост ВВП на душу населения в ряде стран — например, на 1500 долларов в Испании и на 3500 долларов в США, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Но для такого сценария нужно сочетание множества факторов. Важно, в частности, насколько быстро будет расти спрос и какие решения будут принимать государства и бизнес — как уже было в предыдущие посткризисные периоды (см. рисунок). Например, в Японии во время «потерянного десятилетия» ВВП на душу населения в среднем рос всего на 0,7% в год, а в Европе и США после Второй мировой войны — на 3,1% в год.
Хотя пандемия все еще подавляет некоторые факторы роста производительности (инвестиции в физический и человеческий капитал, динамику развития бизнеса), многие компании уже занялись серьезной трансформацией своего бизнеса. 51% опрошенных нами руководителей в Северной Америке и Европе сказали, что в 2020 году стали больше инвестировать в технологии (и это помимо технологий для удаленной работы). В целом цифровизация ускорилась на 20–25%. Пандемия также заставила компании искать способы повышения эффективности, новые бизнес-модели, более гибкие способы работы. 42–45% руководителей говорят, что в результате за год им удалось сократить соотношение операционных расходов и выручки.
Лидерами по повышению производительности, как и раньше, будут крупные компании-суперзвезды из таких секторов, как профессиональные и технические услуги, ИТ, здравоохранение, коммуникации (в Европе и США в этих секторах наблюдается наибольший прирост производительности, около 2%). Они будут значительно опережать других по таким показателям, как расходы на НИОКР, инвестиции и сделки M&A. Но прорывные улучшения в этих секторах позитивно повлияют на остальную экономику.
Росту производительности, впрочем, могут помешать долгосрочные экономические последствия кризиса. Когда заболеваемость упадет, возможен кратковременный всплеск спроса, но есть и более фундаментальные факторы, создающие давление на спрос. Чтобы смягчить их, нужна значительная государственная поддержка.