Один из крупнейших инвесторов фондового рынка Японии сообщил о рекордном доходе в размере более 50 млрд долларов после удачной ставки. Но человек, сорвавший этот куш, не получит типичных для Уолл-стрит бонусов в этом праздничном сезоне, а некоторые даже начали говорить о том, что ему не стоит так много играть на бирже, пишет Интерфакс со ссылкой на The Wall Street Journal.
Дело в том, что этим управляющим портфелем является Харухико Курода, глава японского центрального банка. Как отмечается в статье, Курода поддерживал стремление Банка Японии инвестировать в фондовый рынок страны как способ для подъема национального духа.
В марте он вдвое повысил годовой лимит для покупки ЦБ бумаг японских биржевых индексных фондов (ETF) - до 115 млрд долларов. В том же месяце рынок акций начал расти после падения, вызванного пандемией коронавируса. Японский фондовый индекс Nikkei завершил торги в четверг на новом 29-летнем максимуме, поднявшись на 60% с самой низкой отметки этого года.
По данным WSJ, столь удачное стечение обстоятельств позволило Банку Японии в полугодовом финансовом отчете, опубликованном в четверг, зафиксировать рекордный скачок доходов в его портфеле акций. Рыночная стоимость его активов составляла почти 400 млрд долларов по состоянию на 30 сентября, что представляет собой нереализованную прибыль в размере 56 млрд долларов.
Шестью месяцами ранее у японского ЦБ практически не осталось нереализованной прибыли, а в какой-то момент в марте Курода сообщил, что регулятор несет крупные убытки.
Программа покупки акций, которая началась еще десять лет назад, после мирового финансового кризиса, при предшественнике Куроды, не направлена на получение прибыли от торговли, говорится в статье. Предполагается, что она должна содействовать более широкому принятию рисков в экономике и обеспечивать медленный и устойчивый рост цен.
В то же время некоторые аналитики ставят под сомнение необходимость проведения этой программы, особенно в условиях пандемии COVID-19.
Аналитик NLI Research Institute Синго Иде говорит, что чрезмерная роль Центробанка может помешать корпоративному управлению на фондовом рынке, потому что он не может выступать, как другие акционеры, при осуществлении контроля за стратегиями компаний и деятельностью их руководителей.
Банк Японии приобретает акции не напрямую, а через покупку бумаг ETF. Только в марте регулятор приобрел активы на 15 млрд долларов, но объемы покупок значительно снизились в последние месяцы на фоне восстановления рынка.