Страны Ближнего Востока и Центральной Азии пострадали от двух масштабных шоков, что привело к значительному понижению прогнозов экономического роста на 2020 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на доклад директора департамента стран ближнего востока и Центральной Азии МВФ Джихада Азура.
По прогнозам МФВ, экономика региона сократится в среднем на 3,1% в 2020 году, а большинство стран скорректировали вниз прогноз роста более чем на 4 процентных пункта за один год. Это эквивалентно сокращению совокупного производства в регионе на 425 млрд долларов. Почти для всех стран такой пересмотр прогноза является более существенным, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года и шока нефтяных цен 2015 года.
«Согласно прогнозу, нестабильные государства и страны, преодолевающие последствия конфликтов, пострадают более серьезно. Как ожидается, спад экономики усугубит и без того серьезные гуманитарные проблемы и ситуация с беженцами. Это особенно актуально, учитывая недостаточно развитую инфраструктуру здравоохранения и условия жизни, которые могут способствовать быстрому распространению пандемии», - говорит Джихад Азур.
В докладе отмечается, что платежный баланс и бюджет государств региона испытывают давление. Страны-экспортеры нефти подверглись двойному удару в виде сокращения мирового спроса и снижения цен на сырье и ожидается, что экспорт черного золота в регионе сократится более чем на 250 млрд долларов. В результате, по прогнозу МВФ, бюджеты будут сведены с дефицитом, размер которого в большинстве стран превзойдёт 10% ВВП.
«Страны, импортирующие нефть, испытают негативное воздействие существенного сокращения денежных переводов мигрантов, а также сокращения инвестиций и притока капитала из стран-экспортеров нефти. Согласно прогнозу, в условиях серьезного увеличения дефицита бюджета, обусловленного снижением налоговых поступлений на фоне падения темпов роста и увеличением расходов, размер государственного долга увеличится почти до 95 процентов ВВП в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, Афганистана и Пакистана», - отмечает докладчик.
При этом факторы уязвимости усиливаются в соответствии с мировыми тенденциями. С учетом сложившихся на рынке условий значительный объем долга с наступающими в скором времени сроками погашения влечет за собой риск финансирования. Высокий уровень государственного долга может ограничивать бюджетное пространство, необходимое для принятия дополнительных мер.
В числе оперативных мер МВФ называет не только действия, направленные на спасение жизни населения, сдерживание распространение вируса и поддержку наиболее пострадавших отраслей, но и утверждение пакетов мер бюджетной поддержки. В том числе и меры в области как доходов, так и расходов, которые в среднем составили 3,8% ВВП.
«Центральные банки оказали незамедлительную поддержку. В семи странах были объявлены меры поддержки ликвидности, составившие в среднем 3,4% ВВП. В регионе произошло смягчение денежно-кредитной политики, а валютный курс использовался в качестве буфера там, где это было оправдано, – говорится в докладе. - МВФ принимает ответные шаги в условиях беспрецедентного спроса на меры чрезвычайной помощи. На данный момент МВФ получил 12 заявок на предоставление финансирования. Кыргызская Республика стала первой страной, получившей помощь благодаря Инструменту для ускоренного финансирования.