В начале декабря прошлого года вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов сообщал, что белорусская сторона заявила о готовности импортировать около 3,2-3,5 млн тонн нефти и темных нефтепродуктов в год. Он также прогнозировал, что двустороннее соглашение с Минском о поставках нефти и нефтепродуктов может быть подписано в начале 2020 года.
Однако 21 января текущего года, на совещании по вопросам повышения эффективности реализации нефтепродуктов на экспорт, как сообщает interfax.ru со ссылкой на госагентство "БелТа", президент Беларуси заявил, что поставка сырья возможна с согласия России.
"Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим. Странно: наш союзник не дает согласия на поставку нефти от нашего другого союзника. Что ж, такая ситуация сейчас по поставкам нефти, и мы должны с этим разобраться" - сказал Александр Лукашенко
Белорусский лидер также признал, что сейчас у Минска нет альтернативы поставкам российской нефти "в полном объеме". "Но, как мы договаривались, диверсифицироваться нам надо. Надо идти к тому, что 30-40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации. Процентов 30 мы должны с Балтики завозить и процентов 30 через Украину - проверенный уже путь", - сказал Александр Лукашенко.
Президент Беларуси также констатировал, что экономические условия, в которых приходится работать стране, усложняются. "Из-за введения Российской Федерацией налогового маневра неизбежно снижаются доходы республиканского бюджета, ухудшается эффективность работы наших нефтеперерабатывающих заводов. НПЗ столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности и, что немаловажно, своих инвестиционных программ, направленных на развитие производства", - заметил Александр Лукашенко.
С 1 января 2020 года российские нефтяные компании прекратили поставки нефти в Беларусь из-за разногласий по цене на сырье. В связи с этим еще 31 декабря 2019 Александр Лукашенко распорядился начать импорт нефти от альтернативных России поставщиков. Источники на нефтяном рынке сообщали, что белорусская сторона добивалась отмены премии к цене беспошлинных поставок нефти, мотивируя это удорожанием сырья в связи с реализацией в РФ налогового маневра в нефтяной сфере.