Отношение к выходу Великобритании из Европейского союза (Brexit) в деловых и экспертных кругах Германии отрицательное, и сложно найти тех, кто считал бы, что германская экономика и немцы выиграют от этого, пишет Deutsche Welle.
Даже лоббисты интересов Франкфурта-на-Майне как новой финансовой столицы Европы взамен Лондона, рассчитывающие на приток инвестиций и тысяч рабочих мест, подчеркивают, что их город может оказаться в выигрыше, но для страны в целом эффект будет негативный. И не только из-за того, что уйдет плательщик взносов в бюджет ЕС, пишет Интерфакс-Казахстан.
Главная причина пессимизма предпринимателей: из-за Brexit германские компании потеряют свободный доступ к весьма важному для них экспортному и инвестиционному рынку. До сих пор членство Великобритании в союзе гарантировало беспошлинную торговлю и правовую защищенность капиталовложений по стандартам ЕС. Теперь этих оптимальных условий для ведения бизнеса не будет. И хотя британский рынок до марта 2019 года формально останется частью единого европейского рынка, неуверенность относительно среднесрочных перспектив уже ведет к снижению деловой активности.
По результатам опроса 1,3 тыс. германских компаний, работающих на британском рынке, выяснилось, что 40% из них ожидают ухудшения дел уже в ближайшие месяцы. Около 9% готовятся к началу вывода инвестиций из Великобритании, в основном обратно в Германию, но также и в другие страны, входящие и не входящие в ЕС, сообщает Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Исследование проводило Федеральное объединение торгово-промышленных палат Германии (DIHK). По словам его президента Эрика Швайцера: «Brexit нанесет бизнесу германских предприятий в Соединенном Королевстве существенный ущерб».
По данным Института германской экономики (IW), во втором полугодии прошлого года (т. е. в течение шести месяцев после состоявшегося референдума о Brexit) германский экспорт в Великобританию сократился на 7,2% в годовом выражении, в том числе в четвертом квартале падение составляло 9,3%. Наибольшие потери в июле-декабре зафиксировали германские поставщики фармацевтических товаров (-19%), автомобилей и комплектующих к ним (-14%), а также химической продукции (-11%). Это обусловлено главным образом девальвацией фунта стерлингов более чем на 10%, что привело к снижению покупательной способности британцев и подорожанию германских товаров.
Если не будет дальнейшей девальвации фунта, то можно считать, что «первая волна краткосрочных последствий Brexit для Германии уже позади», утверждают эксперты IW. Они полагают, что германский экспорт в Великобританию во втором полугодии 2017 года может возобновить подъем. Однако что будет после марта 2019 года, абсолютно непонятно, поскольку не известно, на каких условиях британцы выйдут из ЕС.
Если Брюсселю и Лондону в столь сжатые сроки удастся договориться о зоне свободной торговли (в чем эксперты сильно сомневаются), больших проблем быть не должно. Если же придется вводить импортные пошлины, то европейско-британские товаропотоки серьезно сократятся в ущерб обеим сторонам.
Для экспортно ориентированной германской экономики Великобритания была в 2016 году третьим по значению рынком сбыта после США и Франции. По данным Федерального статистического управления ФРГ, в Великобританию были поставлены товары на 86 млрд евро. При этом весь экспорт Германии превысил 1,2 трлн евро, то есть на британский рынок пришлось около 7%.
Из 30 крупнейших компаний Германии, акции которых входят в фондовый индекс DAX, имеют как минимум одну дочернюю фирму в Великобритании 28, по данным международной консалтинговой компании Deloitte. Сюда входят автопроизводитель BMW, энергоконцерн RWE, которому британские электростанции обеспечивают более 20% годового оборота, логистический концерн Deutsche Post, производитель цемента HeidelbergCement и химический гигант BASF.
Какие-то германские инвесторы от Brexit, возможно, и выиграют. Но даже необходимость переоформления большого числа различных юридических документов повлечет за собой значительные административные издержки. Если же Brexit вызовет спад в экономике Великобритании, тогда многим работающим на британском рынке германским фирмам грозят серьезные убытки, предупреждает Deloitte.
«Риски, порождаемые выходом из ЕС, не имеют аналогов в истории. В такой ситуации оценить возможные последствия очень трудно», — заявил главный экономист немецкого отделения Deloitte Александр Бёрш, которого цитирует Handelsblatt. «Великобритания — это недооцененная опасность», — пишет газета.