QR-код, разработанный в Японии как замена двумерному штрих-коду в 1994 году, может обрести реинкарнацию в Казахстане как элемент системы мгновенных платежей.
Двумерный QR-код в свое время стал ответом на ограничения, присущие невероятно популярному штрих-коду. Главное из них — объем информации, который в традиционных одномерных штрих-кодах уже не устраивал ни промышленность, ни регуляторов, желающих передавать потребителю больше информации о товаре и услуге. QR-код, помимо того, что позволяет записывать больше информации (максимально это 7089 цифр либо 2953 байт в двоичном коде), оказался на редкость демократичным стандартом. Он не требует специальных считывающих устройств и легко сканируется обычным смартфоном. Такая «всеядность» и предопределила его популярность. Логистика, промышленность — это далеко не все отрасли, где QR-код нашел широкое применение. Например, с помощью QR-кодов можно не только обмениваться контактами, напрямую переходить на веб-сайт, отправлять SMS, но и более того — устраивать конкурсы и ролевые игры. Прижился QR и в музеях, и на «туристических тропах», где подобными кодами оснащаются объекты культурного наследия. Следующий на очереди — сектор мгновенных платежей.
Подвинься, POS
Классический ретейл не мыслит себя без платежных карт. И все бы хорошо, но для обеспечения контактной или бесконтактной транзакции требуются почти обязательные атрибуты — POS-терминал и кассир. Фактически эта модель покупок не претерпела кардинальных изменений с середины прошлого века. А между тем этот бизнес-процесс оказался камнем преткновения на пути в «самообслуживаемое» будущее, где на авансцену выходят магазины без кассиров, касс и другого обслуживающего персонала.
Одна из первых ласточек данного процесса — магазины без продавцов и касс Amazon Go, которые открываются в США. Для обслуживания в них потребуются смартфон и установленное на нем бесплатное приложение. На входе в магазин покупатель должен активировать личный QR-код, после чего программа начинает автоматически отслеживать с помощью датчиков, какие продукты клиент берет с полок. На выходе из магазина сумма за покупки автоматически списывается с карты покупателя.
Некоторые эксперты считают, что в магазине без продавцов и касс участие QR-кода можно существенно расширить. Например, если оснастить каждый товар подобным двумерным кодом, то, сканировав его, покупатель может сразу и заплатить за него. Либо с баланса мобильного номера абонента, либо с платежной карты, «привязанной» к конкретному смартфону. Контроль покупок можно реализовать с помощью RFID — на выходе из магазина, когда список покупок сопоставляется с тем, что находится в корзине.
Между тем те же эксперты говорят о том, что довольно ограниченное использование QR-кода в модели Amazon Go (напомним, он в Amazon Go используется только как идентификатор покупателя) говорит о многом. Возможно, в Amazon экспериментировали с ранее предложенной моделью, но сочли, что у нее наряду с преимуществами имеется целый стек неразрешимых ограничений. И тем не менее QR-код пусть и не идеален для супермаркетов, но вполне интересен для применения в качестве инструмента для платежа. Например, как способ отказаться от дорогостоящих POS-терминалов в малом бизнесе, предлагающем товары и услуги, а также как способ заплатить за них в онлайн.
Разумеется, подобный подход требует формирования новой культуры покупок. И здесь эволюция может занять гораздо больше времени. Кстати, об эволюции. Если мы говорим о мобильных платежах, было бы интересно взглянуть на то, как с этим обстоит дело в Казахстане. Это тот базис, на котором и может занять свою нишу QR.
Есть ли жизнь на Марсе?
Относительно недавно система электронных денег Wooppay проанализировала итоги первого года существования m-commerce в Казахстане. Собственно, под этим термином и понимают платежи, осуществляемые с мобильных устройств.
Как выяснилось, казахстанцы довольно охотно пользуются m-commerce. Пока в пироге всех платежей, которые относятся к мобильным, преобладают как по размеру средней транзакции (средний чек), так и по объему телекоммуникации (около 2600 тенге). На втором месте — покупка контента в онлайн-играх (1380 тенге). На третьем месте по объему, но отнюдь не по среднему чеку — оплата за проезд в общественном транспорте.
Изучив весь «хит-парад», можно прийти к выводу, что подавляющая доля платежей как по количеству транзакций, так и по их объему приходится на услуги. И здесь кроется большой потенциал.
Все в консорциум!
Попытки придать m-commerce ускорение предпринимаются как со стороны «Кселл», так и со стороны «Beeline Казахстан». Что и неудивительно — миллионы абонентов, которые и не мыслят свое существование без смартфона — благодатная почва для подобных инноваций. Впрочем, тут оказалось не все так просто. Мобильным операторам пришлось столкнуться на своем же поле с конкурентами в виде карточных гигантов. И пока, по крайней мере до последнего времени, игра была явно не в пользу хозяев поля. Между тем баланс мобильного телефона, как магнит, притягивает к себе внимание. Здесь наблюдается глубокий сдвиг парадигмы, когда сам смартфон благодаря огромному стеку личной информации, своему универсализму стал очень личным, крайне персонализированным устройством. А карта, даже самая золотая, нет.
И пару слов о консорциуме. Относительно недавно «Beeline Казахстан», «Казпочта», Qazkom и Wooppay, исследования которого мы уже приводили, реализовали проект, который наносит завершающий мазок в картине про сверхперсонализированные устройства — смартфоны, реализовав возможность снимать наличные деньги с мобильного баланса. Следующим шагом консорциума, по словам руководителя службы мобильных финансовых сервисов «Beeline Казахстан» Сергея Коптика, станут QR-платежи в Казахстане.
Вряд ли кто-то мог подумать тогда, 23 года назад, что QR-код выберется из узких рамок, в которых представляли его жизнь создатели технологии. И, более того, поучаствует в бескровной революции, которая может «подвинуть» забронзовевших лидеров — платежные карты.