USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96923.40$
-156.100

Новая жизнь старого QR-кода

QR-код, разработанный в Японии в 1994 году, может обрести реинкарнацию в Казахстане

Share
Share
Share
Tweet
Share
Новая жизнь старого QR-кода- Kapital.kz

QR-код, разработанный в Японии как замена двумерному штрих-коду в 1994 году, может обрести реинкарнацию в Казахстане как элемент системы мгновенных платежей.

Двумерный QR-код в свое время стал ответом на ограничения, присущие невероятно популярному штрих-коду. Главное из них — объем информации, который в традиционных одномерных штрих-кодах уже не устраивал ни промышленность, ни регуляторов, желающих передавать потребителю больше информации о товаре и услуге. QR-код, помимо того, что позволяет записывать больше информации (максимально это 7089 цифр либо 2953 байт в двоичном коде), оказался на редкость демократичным стандартом. Он не требует специальных считывающих устройств и легко сканируется обычным смартфоном. Такая «всеядность» и предопределила его популярность. Логистика, промышленность — это далеко не все отрасли, где QR-код нашел широкое применение. Например, с помощью QR-кодов можно не только обмениваться контактами, напрямую переходить на веб-сайт, отправлять SMS, но и более того — устраивать конкурсы и ролевые игры. Прижился QR и в музеях, и на «туристических тропах», где подобными кодами оснащаются объекты культурного наследия. Следующий на очереди — сектор мгновенных платежей.

Подвинься, POS

Классический ретейл не мыслит себя без платежных карт. И все бы хорошо, но для обеспечения контактной или бесконтактной транзакции требуются почти обязательные атрибуты — POS-терминал и кассир. Фактически эта модель покупок не претерпела кардинальных изменений с середины прошлого века. А между тем этот бизнес-процесс оказался камнем преткновения на пути в «самообслуживаемое» будущее, где на авансцену выходят магазины без кассиров, касс и другого обслуживающего персонала.

Одна из первых ласточек данного процесса — магазины без продавцов и касс Amazon Go, которые открываются в США. Для обслуживания в них потребуются смартфон и установленное на нем бесплатное приложение. На входе в магазин покупатель должен активировать личный QR-код, после чего программа начинает автоматически отслеживать с помощью датчиков, какие продукты клиент берет с полок. На выходе из магазина сумма за покупки автоматически списывается с карты покупателя.

Некоторые эксперты считают, что в магазине без продавцов и касс участие QR-кода можно существенно расширить. Например, если оснастить каждый товар подобным двумерным кодом, то, сканировав его, покупатель может сразу и заплатить за него. Либо с баланса мобильного номера абонента, либо с платежной карты, «привязанной» к конкретному смартфону. Контроль покупок можно реализовать с помощью RFID — на выходе из магазина, когда список покупок сопоставляется с тем, что находится в корзине.

Между тем те же эксперты говорят о том, что довольно ограниченное использование QR-кода в модели Amazon Go (напомним, он в Amazon Go используется только как идентификатор покупателя) говорит о многом. Возможно, в Amazon экспериментировали с ранее предложенной моделью, но сочли, что у нее наряду с преимуществами имеется целый стек неразрешимых ограничений. И тем не менее QR-код пусть и не идеален для супермаркетов, но вполне интересен для применения в качестве инструмента для платежа. Например, как способ отказаться от дорогостоящих POS-терминалов в малом бизнесе, предлагающем товары и услуги, а также как способ заплатить за них в онлайн.

Разумеется, подобный подход требует формирования новой культуры покупок. И здесь эволюция может занять гораздо больше времени. Кстати, об эволюции. Если мы говорим о мобильных платежах, было бы интересно взглянуть на то, как с этим обстоит дело в Казахстане. Это тот базис, на котором и может занять свою нишу QR.

Есть ли жизнь на Марсе?

Относительно недавно система электронных денег Wooppay проанализировала итоги первого года существования m-commerce в Казахстане. Собственно, под этим термином и понимают платежи, осуществляемые с мобильных устройств.

Как выяснилось, казахстанцы довольно охотно пользуются m-commerce. Пока в пироге всех платежей, которые относятся к мобильным, преобладают как по размеру средней транзакции (средний чек), так и по объему телекоммуникации (около 2600 тенге). На втором месте — покупка контента в онлайн-играх (1380 тенге). На третьем месте по объему, но отнюдь не по среднему чеку — оплата за проезд в общественном транспорте.

Изучив весь «хит-парад», можно прийти к выводу, что подавляющая доля платежей как по количеству транзакций, так и по их объему приходится на услуги. И здесь кроется большой потенциал.

Все в консорциум!

Попытки придать m-commerce ускорение предпринимаются как со стороны «Кселл», так и со стороны «Beeline Казахстан». Что и неудивительно — миллионы абонентов, которые и не мыслят свое существование без смартфона — благодатная почва для подобных инноваций. Впрочем, тут оказалось не все так просто. Мобильным операторам пришлось столкнуться на своем же поле с конкурентами в виде карточных гигантов. И пока, по крайней мере до последнего времени, игра была явно не в пользу хозяев поля. Между тем баланс мобильного телефона, как магнит, притягивает к себе внимание. Здесь наблюдается глубокий сдвиг парадигмы, когда сам смартфон благодаря огромному стеку личной информации, своему универсализму стал очень личным, крайне персонализированным устройством. А карта, даже самая золотая, нет.

И пару слов о консорциуме. Относительно недавно «Beeline Казахстан», «Казпочта», Qazkom и Wooppay, исследования которого мы уже приводили, реализовали проект, который наносит завершающий мазок в картине про сверхперсонализированные устройства — смартфоны, реализовав возможность снимать наличные деньги с мобильного баланса. Следующим шагом консорциума, по словам руководителя службы мобильных финансовых сервисов «Beeline Казахстан» Сергея Коптика, станут QR-платежи в Казахстане.

Вряд ли кто-то мог подумать тогда, 23 года назад, что QR-код выберется из узких рамок, в которых представляли его жизнь создатели технологии. И, более того, поучаствует в бескровной революции, которая может «подвинуть» забронзовевших лидеров — платежные карты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.