Амстердам — это особенный город. Не потому что он все еще эпатирует туристов доступностью легких наркотиков и кварталом «красных фонарей», а скорее отношением ко всему этому. Представительницы самой древней профессии здесь платят налоги, а пресловутые кофешопы разрешили после того, как признали, что они не представляют опасности для людей по сравнению с алкоголем. Несмотря на такую кажущуюся фривольность, Амстердам остается одним из самых добропорядочных городов с практически полным отсутствием преступности.
«Шоколадные» домики
Первое, что бросается в глаза, когда ты выходишь с Центрального вокзала Амстердама (Amsterdam Centraal), — архитектура города. Многочисленные домики больше похожи на плитки шоколада, которые выставили вдоль реки. Это главная и отличительная особенность местных строений. Практически все дома в городе узкие, «пляшущие» или наклонены вперед. Все дело в том, что изначально город строился на болотистой местности, которая в принципе мало подходила для каких-либо построек, тем более жилых домов. Благодаря новому порту в городе бывшая рыбацкая деревенька с хибарками стала разрастаться, и власти ломали голову, как решить проблему с жилой площадью для желающих обосноваться в новом городе. Проблему решили следующим образом: дома и остальные постройки стали возводить на деревянных сваях, которые вбивали в болотистую почву, тем самым укрепляя основание. В свое время философ Эразм Роттердамский даже писал, что «люди в Амстердаме живут на деревьях, как птицы», как раз имея в виду, что в качестве фундамента дома строители используют деревянные сваи.
Идея со сваями, конечно, сработала, но только на первые лет сто. Через какое-то время деревянное основание стало подгнивать, а дома «заваливаться» в сторону. Теперь они больше напоминают старых друзей, которые возвращаются из местного паба в обнимку и навеселе.
Неподъемная ноша
Находка строителей возводить дома на сваях не единственная причина «кривых» домов. Да, некоторые постройки действительно кренятся в сторону, но есть и такие, для которых это было сделано специально. Дело в том, что в начале шестнадцатого века на первом этаже практически каждого дома располагался магазин, склад для которого находился под самой крышей. В случае наводнения магазин затапливали, а товар оставался целым. Чтобы поднять товар в дом, к крыше приделывали балку с массивным крюком, который служил чем-то вроде подвесного крана. Но тут владельцев поджидала другая проблема. В то время, пока груз поднимали наверх, на середине своего пути он начинал раскачиваться и биться о внешнюю стену дома или даже задевать окна. Тогда-то и было решено строить новые дома слегка под наклоном вперед.
Сегодня для балок нашли более современное применение. Чаще всего лестницы во всех домах настолько крутые, что подниматься по ним приходится почти ползком. Соответственно, всю мебель и другие габаритные предметы заносят в дом через окна при помощи того самого крюка на крыше.
Налог на фасад
Во время Золотого века город стал необычайно богат. В нем стало появляться все больше жилых домов и власти решили ввести специальный налог на строительство, который рассчитывался исходя из ширины фасада. Чем шире фасад — тем больше налог. Тогда же в городе стали появляться дома с узким фасадом, вытянутые в длину. Если встать посередине комнаты в таком доме и вытянуть руки в стороны, то можно практически достать до стен дома.
Нынешний статус самого узкого здания в Амстердаме принадлежит дому, который был построен еще в конце шестнадцатого века, а его ширина составляет 2 метра. Сегодня здесь никто не живет, а само строение поделили на несколько частей. На первом этаже находится самая маленькая чайная в Амстердаме, а также лавка сладостей.
Ярмарка для взрослых
Нужно отдать должное предприимчивости голландцев. Все больше углубляясь в историю Амстердама, понимаешь, что местные жители руководствуются одним правилом, которое сохраняет мир и спокойствие, — если чему-то нельзя противостоять, то это стоит разрешить. То же самое произошло с проституцией и марихуаной. Так как Амстердам издавна являлся морским портом, каждый день город наводняли моряки в поисках выпивки и женщин. Чтобы удовлетворить потребности моряков, девушки, продающие любовь за деньги, вставали на подоконник или в дверной проем и зазывали желающих. После расцвета религии в городе местные жрицы ушли в подполье. Город стал полностью протестантским, а церковь посчитала занятие девушек греховным и ввела специальное наказание — порку. Чтобы бизнес не прогорал, а моряк мог определиться, в какой дом ему зайти за плотскими утехами, на дверь вешался красный фонарь. Отсюда и название, которое вскоре стало нарицательным — Улица красных фонарей.
Не добившись отмены проституции, церковь решила пойти другим путем и немного подзаработать. В квартале образовался некий треугольник: порт — улица — церковь. Так как практически у всех моряков были жены в других городах, поход на улицу красных фонарей был греховным не только для самих девушек. Каждый раз, после того, как моряк обращался к девушке за помощью, они шли в церковь, где за 2,5 гульдена обоим отпускались совершенные грехи.
Сегодня улица красных фонарей разрослась до целого квартала. Нынешние жрицы любви стоят (или сидят) в больших витринах, больше похожих на витрины рождественских ярмарок, подсвеченные красными неоновыми лампами. В 2000 году правительство официально легализовало проституцию, а у жриц любви появились свой профсоюз, официальное место работы и обязанности в уплате налогов с заработка.
Час пик в квартале, как правило, начинается с вечера. Девушки, заступающие на «пост», переодеваются в откровенные наряды, протирают витрины — и шоу начинается. Сами работницы любовного фронта платят аренду за витрину в размере 150−200 евро за один такой рабочий вечер. Как правило, самые бюджетные цены стартуют от 50 евро и предоставляются девушками из Западной Европы. Темнокожие девушки, трансвеститы и геи стоят дороже. В общем, чем более неординарные услуги вам оказывают, тем дороже.
Волшебные кексики и космические грибы
Чего и скрывать, большая часть туристов (как из стран Европы, так и отдаленных уголков) едут в Амстердам за «травой». Не то, чтобы ее невозможно было достать где-то в другой стране, но в столице Нидерландов, как и по всей территории страны, она полностью легальна. Всевозможные кофешопы (с дрянным кофе), расположены в том же злачном месте, что и квартал красных фонарей. С виду заведение напоминает обыкновенную кофейню с барной стойкой, столиками и летником. За стойкой стоит консультант, с которым можно посоветоваться на счет меню заведения и выбрать «блюдо дня»: леденцы, холодный чай, кофе, пирожные, кексы или печеньки. Если такой набор вас не устроит, то можно купить товар на развес и распробовать его уже дома или в номере отеля. Цена за единицу товара стартует от 5 евро. Кстати, практически сразу после того, как в городе была легализована марихуана, количество ее потребления на душу местного населения резко упало. Видимо, запретный плод перестал быть сладким.
Другой вариант возможности побывать на «орбитальной станции» — смартшопы — заведения, специализирующиеся на космических грибах. Принцип работы тот же самый, что и у кофешопов: стойка, консультант и товар на выбор.
Велосипеды
Любовь к велосипедам местные жители впитывают с рождения. В городе очень мало машин (бензин дорогой) и миллион велосипедов. Это не преувеличение. По статистике, на 800 тыс. местных жителей города приходится больше 1 млн велосипедов. И это только по официальной версии. По неофициальной их гораздо больше: сюда нужно прибавить многочисленные точки проката, которые сдают велосипеды в аренду за скромные 9−12 евро в день. На велосипедных стоянках можно встретить как новые скоростные байки, так и старые ржавые велосипеды, прикованные к парковочной трубе толстой железной цепью и массивным замком. У местных жителей есть традиция: когда вы меняете старый велосипед на новый или переезжаете, то выкидываете свой велосипед прямо в канал. Так что, прогуливаясь вдоль набережной, в некоторых местах можно увидеть матерящихся рабочих, которые вытаскивают старые велосипеды из воды, чтобы дать возможность баржам и небольшим суденышкам свободно ходить по каналам города.
Кроме того, наличие велосипеда как бы подчеркивает уважительное отношение голландцев к окружающей среде и собственному здоровью. Местные жители давно усвоили, что болеть — это дорого и невыгодно (лучше сразу умереть), так что байк остается серьезным подспорьем для сохранения здоровью нации.
Еврейский квартал
«Нижние земли» и толерантность местных жителей снискали славу среди евреев, в разное время гонимых правительством или королем. В 1700 году в Амстердаме находилась самая большая еврейская община во всей Западной Европе, которая насчитывала более 10 тыс. человек. Город получил еврейское название «мокум», что в переводе с иврита означает «место, город», то есть место, где можно жить. Разрастающаяся еврейская община стала сильным подспорьем экономики города. Евреи брались за любую возможность заработать и везде преуспевали. В начале 1700 года Амстердам стал мировым центром алмазообрабатывающей промышленности, а еврейское население было вплотную занято обработкой драгоценных камней. Огранка бриллиантов была исключительно занятием еврейских мастеров. Дошло до того, что благосостояние евреев стало выше, чем у нееврейского населения. Например, небольшая фабрика по производству маргарина, принадлежавшая семье Ванден Берг, выросла до крупнейшего англо-голландского концерна Uniliver.
Перед началом Второй мировой войны в Амстердаме проживало от 70 до 150 тыс. евреев, а это без малого 10% от всех местных жителей города. После прихода в город нацистов, большая часть еврейского населения была выслана в лагеря. Несмотря на то, что немцы учредили премии за каждого пойманного еврея (7,5 гульденов), жители стали прятать евреев (в основном женщин и детей) у себя в домах. Местные также пытались открыто выступать против дискриминации и депортации евреев. В основном это были рабочие, которые требовали более приемлемого обращения с евреями. Тем не менее еврейское население города это не спасло. Вскоре после разгона митингующих в Бухенвальд ушел первый поезд, направляющийся в рабочий лагерь.
Уже ближе к концу войны в Нидерландах разразился небывалый голод. Тогда же премьер-министр Нидерландов в изгнании Питер Сьердс Гербранди по радио призвал местных жителей к забастовке на железной дороге. Большинство голландских служащих вышло на пикет против нацистов, но это не сработало. В ответ на это немецкое правительство запретило поставку продовольствия и горючего в Западные Нидерланды, в частности в Амстердам.
Так как после депортации евреев еврейский квартал опустел, местные жители стали разбирать дома: то, что можно было сжечь (деревянные двери, стулья, косяки, оконные рамы), сжигалось. В городе вырубили все деревья. Именно поэтому в центре города, да и по всему Амстердаму, практически нет старых деревьев.