США расширяют военный бюджет и призывают союзников к увеличению оборонных расходов. Как отмечает La Tribune, американский президент четко продемонстрировал свои намерения, объявив о 10% увеличении бюджета Пентагона, который сейчас составляет 40% мировых военных расходов. Этому, конечно, далеко до 25% расширения, решение о котором принял Рональд Рейган в 1981 году. Однако с окончания холодной войны Америка еще не давала такого толчка «гонке вооружений», пишет агентство деловой информации «Прайм».
Растет напряженность и в Азии, где все сильнее обостряется противостояние США и Китая в Тихом океане. Китай Си Цзиньпина удваивает усилия по модернизации армии.
Свои причины и у Саудовской Аравии, которая находится на четвертом месте в мире по тратам на оборону. По данным SIPRI, в 2016 году страна увеличила военный бюджет на 17 %, что составило 80,8 миллиарда долларов. «Саудиты поддерживают оппозицию в ходе войны в Йемене, поэтому им надо наращивать вооружения», — считает Храмчихин.
ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ
Россия, по официальным данным, напротив сокращает военные расходы. Минфин заложил в проекте бюджета на 2017 года расходы по статье «национальная оборона» в 949 млрд рублей против 1,004 трлн рублей в 2016 году (сокращение около 5,5%). Расходы по статье «нацбезопасность и правоохранительная деятельность» планируются в размере 1,27 триллиона рублей против 1,314 трлн рублей в 2016 году (сокращение около 3,3%).
Однако не все статьи военных расходов России являются открытыми, констатирует заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. «Кроме того, в конце прошлого года Минфин увеличил секретные военные расходы на 800 млрд рублей — дополнительно к без малого 4 трлн рублей, которые уже были до того», — напомнил эксперт.
Увеличение секретных расходов продиктовано желанием правительства досрочно расплатиться по займам, которые оборонные заводы оформили для выполнения госзаказов. «Из более 1 триллиона рублей кредитной программы будет закрыто порядка 800 млрд рублей», — уточнял глава Минфина Антон Силуанов. По данным Зацепина, есть информация, что к концу этого года таким же образом к военным расходам будут добавлены еще 300 млрд рублей.
При этом, по его словам, военные расходы России в течение многих лет увеличиваются быстрее, чем у США и Китая. Рост доходил до 30% в номинальном выражении. «При этом тот же Китай наращивает военные расходы сопоставимо с темпами роста экономики вплоть до одного процентного пункта», — добавил эксперт.
По оценке SIPRI, Россия в 2016 году повысила расходы на военный бюджет на 8,1%, доведя их до 84,5 миллиарда долларов. Составители доклада напоминают, что данное повышение военного бюджета было заранее запланировано Россией до начала кризиса на Украине, в рамках госпрограммы вооружений 2011−2020 годов. В 2017 году в России возможен рост военного бюджета еще на 15%, однако из-за санкций он может быть снижен на 5%, полагают в институте. Расходы на оборону остались на прежнем уровне только в США и Латинской Америке, в других же странах они увеличились.
НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ МИРА
Эксперты затрудняются предположить, насколько рост военных расходов отразится на темпах перевооружения мировых армий. Как пишет La Tribune, перевооружение касается, прежде всего, стран Ближнего Востока и Африки, где происходят открытые военные конфликты. «У региональных держав возникает соблазн пуститься в гонку вооружений, чтобы самостоятельно гарантировать свою безопасность. Для торговцев оружием тут открывается огромный рынок, который с учетом всевозможных угроз может рано или поздно поставить нас на порог войны», — считает издание.
По мнению Пухова, сейчас есть данные как за увеличение объемов торговли вооружением, так и за ее стагнацию. Слишком много переменных, которые сложно поддаются расчетам — возможность обострения или, напротив, смягчения международной обстановки, экономическая составляющая, незапланированные траты, на которые придется пойти государствам. По его словам, причин для покупки оружия три, и военные действия — лишь одна из них. Две другие — благоприятная экономическая ситуация, когда есть лишние деньги, и их можно потратить на оборону, и желание продемонстрировать потенциальным противникам свое могущество — имеют мало общего с вооруженным противостоянием.
В любом случае, стабильных регионов сейчас нет — болевых точек много и напряженность растет, — рассуждает Храмчихин. «Происходит крушение сложившейся после второй мировой войны системы мироустройства, а становление новой вряд ли произойдет спокойно. Понадобится полный передел мира. В этой ситуации закономерно, что одни вооружаются, другие убеждают вооружаться партнеров, а третьи — в нашем случае страны Азии — просто подходят к делу обстоятельно, желая стать центром нового мира, предварительно поспособствовав его переделу в свою пользу», — считает он.
Сейчас речь идет не об идеологии, а о борьбе за сферы влияния. Нечто подобное происходило перед началом Первой мировой войны, которая послужила толчком к глобальным мировым изменениям, заключил эксперт.