Перед важными выборами во Франции и в Германии все взгляды прикованы к Нидерландам, где 15 марта проходят парламентские выборы. Голосование по ряду причин важно для всего ЕС, считает глава брюссельского офиса аналитического центра Open Europe Питер Клепп, пишет vestifinance.ru.
1. Крайне маловероятно, что правый популист Герт Вилдерс войдет в правительство
Несмотря на то, что глава крайне правой «Партии за свободу» Герт Вилдерс лидирует в опросах общественного мнения, маловероятно, что он войдет в правительство, считает Питер Клепп. Вилдерс придерживается радикальных взглядов. Среди прочего он обещает «деисламизировать» страну. В отличие от лидера «Национального фронта» во Франции Марин Ле Пен Вилдерс не пытается умерить свои взгляды. Ле Пен уже не сторонник простого отказа от евро, она хочет организовать референдум по этому вопросу в рамках общего голосования о членстве в ЕС и после переговоров с другими европейскими странами. Вилдерс, напротив, выражает свою позицию четко: он хочет вывести свою страну из ЕС и из еврозоны.
Кстати, одна из причин успеха Герта Вилдерса — это мягкая денежно-кредитная
политика ЕЦБ, которая вызвала парламентские дебаты в стране с более чем 1700 млрд евро
пенсионных накоплений. Пенсионным инвесторам уже пришлось сократить
выплаты, и они могут сделать это снова из-за низких процентных ставок.
На фоне жалоб со стороны профсоюзов и успеха партии «50 плюс» Герт
Вилдерс заявил, что каждому пенсионеру должно быть предоставлено 300 из 900 млн евро, которые, как он утверждает, правительство Нидерландов
сэкономило в плане выплаты процентов.
2. По всей вероятности, правительство будет состоять по меньшей мере из четырех партий
Нидерланды имеют строго пропорциональную систему представительства избирателей, что приводит к политической фрагментации. Для того, чтобы получить 76 из 150 мест, как показывают опросы, потребуется как минимум четыре партии. Правящая правоцентристская партия VVD Рютте, центристская Христианско-демократическая партия (CDA) и леволиберальная партия D66 с трудом набирают около 60 мест. Участие партии «Зеленые левые» (GreenLeft) и/или «протестантски» партий «Христианский союз» и «Политическая реформатская партия» (SGP) может привести к шаткой коалиции. Правящая «Партия труда» (PvdA), которая сейчас входит в коалицию, могла бы потом зализать раны в оппозиции, вероятно, потеряв от двух третей до 75% своих мест после выборов 2012 г., если опросы верны.
3. Влияние Сената Нидерландов и референдума об ассоциации между ЕС и Украиной
Еще одна причина, по которой для коалиции в правительстве потребуется как минимум четыре партии, — это то, что в настоящее время и до 2019 года требуется не менее четырех партий, чтобы получить большинство в Сенате Нидерландов. VVD, CDA и D66 вместе с «Зелеными левыми» сейчас имеют там незначительное большинство из 39 мест. Сенат в Нидерландах не имеет большой власти, поэтому действующей коалиции VVD-PvdA было не так важно заключить сделку с оппозиционными партиями в нем. Но после выборов сенат должен решить, следует ли ратифицировать договор между ЕС и Украиной, который большинством голосов был отвергнут на референдуме весной прошлого года. После заявления ЕС по данному вопросу, полученному Рютте, D66 и «Зеленые левые» будут рады одобрить ратификацию в любом случае. Есть также серьезные основания полагать, что сенаторы от CDA будут готовы выразить поддержку. Это лишит Рютте серьезной головной боли, если он снова станет премьер-министром. Приведет ли игнорирование референдума к усилению евроскептицизма в долгосрочной перспективе — это вопрос другого порядка.
4. Евроскептицизм становится мейнстримом, но ЕС — это только часть дискуссии
Две правящие сейчас партии — правоцентристская VVD и левоцентристская PvdA — приняли некоторые элементы евроскептицизма. VVD всегда отстаивала реформу свободного рынка ЕС, но недавно премьер Рютте отчасти поддержал жесткую позицию Вилдерса, например, когда заявил, что иммигрантам следует «быть нормальными или уезжать». Однако по-прежнему выход Нидерландов из ЕС, или Nexit, поддерживает лишь меньшинство. В преддверии выборов банки, такие как Rabobank или ABN, предупредили об экономических последствиях такого шага. Учитывая, насколько экономика Нидерландов интегрирована с экономиками других стран континентальной Европы, ясно, что минусы ЕС должны быть намного больше для Нидерландов, чем для Великобритании, чтобы выход из блока стал выгодным.