В последние месяцы опасения по поводу чрезмерной долговой нагрузки Китая, оттока капитала и девальвацией юаня были несколько снижены, чему, возможно, способствовало оживление глобальной инфляции, но проблема никуда не исчезла, пишет информационное агентство Vesti Finance.
Оживление инфляции центральные банки и рынки воспринимают в качестве сигнала о том, что денежно-кредитной политика наконец начала работать. Проблема только в том, что ситуация не так однозначна.
Рост инфляции во всем мире могут быть обусловлен циклическим подъемом в Китае, через который инфляционное давление начало распространяться дальше, как это было с дефляцией ранее. Но этот рост, судя по всему, был обеспечен исключительно за счет роста долга. За последние 12 месяцев долг в Китае вырос на 4,5 трлн долларов, что превышает показатель на уровне 2,2 трлн долларов в США, 870 млрд долларов в Японии и 550 млрд долларов в еврозоне. То есть Китай добавил долга больше, чем США, Япония и Европа вместе.
Впрочем, удивляться тут нечему, так как о росте долга известно давно.
Впервые китайские внутренние долговые обязательства переступил порог 200 триллионов юаней. Это было обусловлено экспоненциальным ростом корпоративного долга, который вырос с 4,5 трлн долларов в 2008 году до 17 трлн долларов в 2016 году, при этом темпы роста ВВП упали с 12% почти до 6%, а неработающие кредиты составляют около 20% в общем объеме, что значительно ухудшает механизм передачи импульса роста от долга к экономике.
На данный момент по крайней мере одна хорошая новость заключается в том, что весь этот долг позволил вырасти инфляции. Основная часть долга в Китае создается в секторе инфраструктуры и рынка недвижимости. Именно рост внутреннего спроса обеспечил подъем мировых цен на сырьевые товары и цен производителей в КНР. Более высокие цены на сырьевые товары наряду с улучшением спроса постепенно начали переходить на несырьевые сегменты.
Учитывая доминирующую роль Китая в глобальной цепи поставок обрабатывающей промышленности, рассеивание дефляционного давление должно дать толчок общей инфляции.
Тем не менее, Китай уже начал сдерживать рост долга или хотя бы пытаться это сделать, поскольку большая часть нового долга «ушла» на рынок жилой недвижимости, а это уже создает огромную проблему для Пекина в виде нового пузыря.
На самом деле, в Китае сейчас появляется сразу несколько пузырей, включая рынок автомобилей, и этот эффект просто перепрыгивает от одного актива к другому.
Поскольку рост долга в Китае коррелирует с глобальной инфляцией, любя возможность замедления роста долга находится под пристальным наблюдением, отмечают в Morgan Stanley.
Судя по всему, как только эффекты такого долгового стимулирования угаснут, мы вновь услышим о глобальных рисках дефляции.
Согласно расчетам Goldman, кредитный шок дает позитивный эффект для экономики и инфляционных ожиданий в первые 1−2 квартала, а затем сокращается, если только не компенсируется созданием нового долга.
Этот вопрос также является важным для США, где ФРС пытается нормализовать денежно-кредитную политику, повышая ставку. Если предположение о взаимосвязи кредитной наркомании Китая и глобальной инфляции окажется правдой, то рост ставки ФРС и прекращение кредитного стимулирования в КНР окажут сильную влияние на финансовую стабильность по всему миру.
Китай сейчас является крупным или даже крупнейшим потребителем огромного числа товаров. Для многих стран, особенно в Азии, КНР — самый важный экспортный рынок, и растущий экспорт в Китай играл важную роль в восстановлении после кризиса 2008−2009 годов. Австралия в этом плане является самым ярким примером, и местные экономисты уже давно говорят о рисках, связанных с происходящим в экономике Поднебесной.
Рост долга в Китае дает некоторые краткосрочные преимущества, но последствия будут слишком жесткими. Уже сейчас отношение консолидированного долга к ВВП составляет около 300% ВВП, и у Пекина просто нет иного выхода, кроме как пытаться сдерживать этот рост, также ослабляя внутреннее потребление. А это означает, что за ошибки властей Китай, которые гнались за обеспечением нужных показателей любой ценой, будет расплачиваться весь мир.