В своем новом ежегодном докладе Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) признает, что в 2016 году мировая экономика «остается в хрупком состоянии». В этом году, по прогнозу организации, рост мировой экономики снизится впервые с 2012 года и составит 2,3% — по сравнению с 2,5% в 2014 и 2015 годах. При этом значительную долю опасений у ЮНКТАД вызывают риски финансовой и экономической нестабильности в развивающихся странах. Об этом пишет информационное агентство RBC.
Директор по экономическим вопросам ЮНКТАД Ричард Козул-Райт заявил, что если политика количественного смягчения действительно завершилась и процентные ставки в развитых экономиках будут расти, следующей фазы мирового финансового кризиса следует ждать из развивающихся рынков, пишет Financial Times. Первыми двумя фазами были финансовый кризис 2008-2009 годов и долговой кризис в еврозоне в 2011-2012 годах.
«Сейчас есть реальная опасность вступления в третью фазу финансового кризиса, который начался на жилищном рынке США в конце 2007 года и затем перекинулся на рынок суверенных долгов еврозоны», — отмечается в докладе.
На этот раз беспокойство у структуры ООН, в отличие от предыдущих эпизодов кризиса, вызывает финансовая стабильность развивающихся экономик и риск раскручивания в них дефляционной спирали, следует из доклада. Последний кризис на развивающихся рынках датируется 1997-1998 годами.
После кризиса 2009 года, напоминает ЮНКТАД, экономики развивающихся стран столкнулись с большим притоком финансового капитала и дешевых кредитов — этот процесс подогревался программами количественного смягчения в развитых экономиках. Однако теперь закредитованность корпоративного сектора в развивающихся экономиках подает «тревожные сигналы», отмечает ЮНКТАД. Объем корпоративного долга перед банками в этой группе стран составляет уже 25 трлн долларов, или 104% их суммарного ВВП. При этом значительная часть средств (около двух третей) была направлена в те секторы экономики, которые сильно зависят от экономических циклов и не вносят вклад в структурную трансформацию экономики. Речь идет о нефтегазовом секторе, электроэнергетике, строительстве, добывающем секторе и т.д.
Кроме того, как отмечается в докладе, ряд компаний развивающихся рынков начали «имитировать» поведение компаний из стран с развитой экономикой в том, что касается направления прибылей на вознаграждение акционеров (обратный выкуп акций, дивиденды), а не на инвестиции в производственные мощности.
Дефляционная угроза
ЮНКТАД отмечает, что в случае, если замедление мировой экономики окажется более серьезным, чем сейчас, то корпорации не смогут погасить значительную часть своего долга, в том числе и перед зарубежными банками. Это создает серьезные риски для стабильности мировой финансовой системы. На возможные проблемы указывает отток иностранного капитала с развивающихся рынков: в первом квартале 2016 года он составил 185 млрд долларов после оттока на 656 млрд долларов в 2015 году.
В докладе констатируется, что после финансового кризиса 2008-2009 годов развивающиеся страны не смогли восстановить прежние темпы экономического роста. ЮНКТАД не исключает, что развивающиеся экономики, в числе которых Россия, Бразилия и ЮАР, могут столкнуться с дефляционной спиралью (процесс, при котором падение экономики вызывает дефляцию, которая, в свою очередь, усугубляет экономический спад). Подобный процесс уже ощутили страны Европы и Япония, однако развивающиеся экономики с этим пока не сталкивались.
По оценкам ЮНКТАД, российская экономика в 2016 году сократится на 0,3%. Более того, дефляционные спирали «уже наблюдаются в некоторых странах, включая крупные развивающиеся экономики, такие как Бразилия, Россия и ЮАР», утверждает подразделение ООН, не поясняя, почему Россия тоже несет этот риск. В августе 2016 года в России впервые за пять лет остановился рост цен в месячном исчислении, ранее сообщал РБК. Минфин ожидает, что инфляция на конец 2016 года составит 5,7% — исторический минимум, говорил ранее в сентябре замминистра финансов Максим Орешкин.
ЮНКТАД отмечает, что для решения глобальных экономических проблем необходима координация между наиболее крупными и важными для мировой экономической системы странами, которой по-прежнему нет. «Необходимо новое соглашение на мировом уровне для того, чтобы выйти за пределы сложившегося положения вещей», — подчеркивают авторы документа.