Центральный банк Японии столкнулся с новой проблемой – ему может не хватить гособлигаций для программы стимулирования. Ежегодно он скупает гособлигации на сумму более 750 млрд долларов, пытаясь ускорить инфляцию и экономический рост. Но у банков могут закончиться гособлигации для продажи регулятору, предупреждает WSJ.
Это еще одно подтверждение, насколько ограничены возможности центробанков стимулировать экономику. С такой же проблемой столкнулся и ЕЦБ, который из-за сокращения гособлигаций стал скупать в июне корпоративные долги. Некоторые экономисты даже призывали ЕЦБ начать скупку акций, но на последнем заседании в четверг банк сохранил программу, пишет издание vedomosti.ru.
У Банка Японии вариантов для маневра немного. Самая очевидная альтернатива – еще больше снизить ставку (-0,1% сейчас). Пока целевые показатели Банка Японии остаются недосягаемыми: инфляция держится на минимальных значениях. По последнему прогнозу ЦБ, инфляция в 2016 г. составит 0–0,3%, в 2017 г. – 0,8–1,8% при цели в 2%.
«Банк Японии должен задуматься о других мерах или активах», – согласен Фредерик Нойманн из HSBC Holdings PLC (цитата по WSJ). Сейчас на балансе ЦБ около трети всех выпущенных гособлигаций Японии, к концу 2018 г. цифра вырастет до 60%. Банк тратит на скупку гособлигаций сумму, которая вдвое превышает привлеченную правительством. По данным Deutsche Securities Inc., у японских банков облигаций со сроком погашения свыше одного года – почти на 94,7 трлн иен, 30 трлн из них необходимы для обеспечения займов у ЦБ. На практике банки держат от 12 до 13% активов в гособлигациях, говорит экономист UBS Дайжу Аоки (цитата по Bloomberg).
При сохранении параметров программы закончатся гособлигации примерно через полтора года, посчитали аналитики Deutsche Securities Inc. По оценкам Нойманна, это может произойти даже раньше – к концу года, что приведет к очередному понижению ставок. В январе Банк Японии уже понизил ставку до отрицательных значений, рассчитывая привлечь инвестиции денег в экономику. Но в прошлый понедельник председатель ЦБ Харухико Курода впервые признал негативные стороны такой политики: прибыль банков сокращается, спрос на кредиты не растет, а пенсионные фонды не могут выполнять долгосрочные обязательства.