Основная работа блокировщика рекламы – блокировка всевозможных «всплывающих окон», запросов с веб-страниц и различных рекламных материалов. Количество компаний, которые предлагают подобные услуги на рынке, становится все больше, а их доходы только растут. Но на другой чаше весов находятся медиакомпании, которые стремятся «прорвать» оборону блокировщиков и достучаться до своего потребителя. Доходит до того, что корпорации вынуждены доплачивать разработчикам программ-блокировщиков, чтобы попасть в так называемый «белый лист» и вновь отображаться в браузерах пользователей. Так было с Taboola, Amazon, Microsoft и Google, когда в прошлом году они заключили договор с Adblock Plus. Такие данные приводит в своем материале британское издание The Financial Times. Сделка с совестью не прошла незамеченной, но корпорации отказались комментировать случившееся. Корреспондент делового издания «Капитал.kz» узнал подробнее о программах-блокировщиках и о том, как они влияют на доходы рынка интернет-рекламы.
Поставить «защиту»
Согласно оценкам Global Web Index, блокировщиками пользуется около 38% всех интернет-пользователей в мире. Как показывает исследование компании PageFair, около 419 млн человек блокируют рекламу – это примерно каждый пятый из 1,9 млрд мобильных пользователей в мире. Между тем аналитики компании пришли к выводу, что блокировщики более всего распространены преимущественно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По оценкам той же PageFair, число блокировщиков рекламы в мире еще в 2013 году выросло вдвое. Такую информацию «Капиал.kz» предоставил глава Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктор Елисеев.
«На каждое действие есть свое противодействие. Так, ряд крупных сайтов просто ограничивают пользователям вход, если у последних установлен блокировщик. Также на рынке появились специализированные решения по обходу блокировок рекламы – таковые предлагают PageFair, Secret Media, Yavli, Sourcepoint USA Inc», – отмечает спикер.
В результате роста распространения блокировщиков рекламы к 2020 году глобальный рынок интернет-рекламы недополучит $27 млрд. Как выяснилось, сам рынок также реагирует на тренд и уже готов поставлять новые продукты, нацеленные на блокировку интернет-рекламы. Например, недавно компания Opera Software разработала собственный блокировщик, который предустановлен в браузере, сообщив, что это будет «первый браузер со встроенной функцией блокировки рекламы».
По словам Нуркена Халыкбергена, управляющего партнера агентства Central Asia Communications, блокировщики интернет-рекламы пользуются очень хорошим спросом и являются актуальным трендом в digital-индустрии.
«За прошлый год рост количества пользователей блокировщиков рекламы на смартфонах, например, составил 90%. Сегодня блокировщики рекламы стоят на каждом пятом смартфоне. Благодаря общему интернет-пространству казахстанцы довольно активно перенимают пользовательский опыт соседних стран, поэтому тренд на программы-блокировщики распространяется и у нас», – сообщил он.
По словам другого спикера – Виктора Елисеева, – говорить о развитии блокировщиков в Казахстане еще рано, так как такие инструменты пока не получили должного развития на рынке.
«К ним прибегают, как правило, лишь отдельные наиболее продвинутые пользователи, глубоко интегрированные в digital-среду и считающие каждую секунду своего времени, проведенного в интернете. На мой взгляд, таких пользователей в нашей стране немного», – говорит эксперт.
Говорить о том, что блокировка рекламы «убьет» рекламу в интернете, пока рано. Вполне возможно, что в будущем доступ к большинству сайтов будет осуществляться по платной подписке. Виктор Елисеев предлагает в этом случае обратить внимание на процесс трансформации самой рекламной коммуникации в интернете, поиск новых подходов к ее созданию и отказ от навязчивых форматов, а также на развитие нативной рекламы.
«Реклама в интернете сегодня становится все более точечной и таргетированной, активно развиваются и соответствующие технологии, ярким примером которых является programmatic buying (автоматизация и оптимизация закупок рекламы, – прим. ред.)», – резюмирует он.
После всего вышесказанного стало понятно, что в будущем нужно будет создавать качественную и приятную для восприятия рекламу, которая не вызовет негатива у пользователей своим количеством и бессмысленной информацией.