USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
-0.030
BTC
98766.00$

Есть ли будущее у самоуправляемых машин?

По вине беспилотника совершено первое ДТП

Share
Share
Share
Tweet
Share
Есть ли будущее у самоуправляемых машин?- Kapital.kz

Самоуправляемые автомобили уже курсируют в тестовом режиме по дорогам некоторых штатов Америки. Однако пока в силу несовершенства системы некоторые выезды не обходятся без происшествий. Так, 29 февраля 2016 года проходивший испытания в Калифорнии беспилотный автомобиль Google, сделанный на базе Lexus RX450h, попал в аварию. Но стоит отметить, что это первое ДТП, произошедшее по вине автономной машины. По данным компании Google, беспилотник столкнулся с маршрутным автобусом на скорости 3 км/ч, автобус двигался со скоростью около 20 км/ч. Причиной аварии послужила ошибка бортового компьютера самоуправляемого авто, посчитавшего, что автобус пропустит его. Но он не уступил дорогу, и произошло столкновение. В результате аварии никто не пострадал, незначительные повреждения получили только машины. Компания признала свою ответственность за ДТП и пообещала внести изменения в алгоритм системы для предотвращения подобных ошибок в будущем. К слову, недавно компания дорабатывала алгоритм, благодаря которому автономные машины стали соблюдать негласные правила автомобилистов. Любопытно, что за несколько лет произошло лишь 15 аварий с участием гугломобилей, 14 – не по вине беспилотника и лишь в одной человек получил незначительные травмы. Это довольно оптимистичная статистика и наталкивает на мысль о реальном будущем самоуправляемых машин.

Проект авто, полностью управляемых электроникой, Google разрабатывает с 2009 года. Его реализацией занимается секретная лаборатория Google X. Согласно утверждению компании, ее система может сократить количество аварий, а, следовательно, травм и смертей.

Google настаивает на том, что самоуправляемые автомобили более безопасные, потому что пассажиры не будут вмешиваться в процесс управления, а полностью доверятся встроенной системе искусственного интеллекта, основанной на множестве различных датчиков, камер и карт.

«Я надеюсь, что автомобили-беспилотники действительно произведут революцию в транспорте по всему миру. Конечно, это смелая заявка. Есть много технических и легальных рисков. Однако, если вы готовы сделать несколько подобных заявок, какие-то из них могут оправдаться в будущем», – сказал Сергей Брин, сооснователь Google.

Система искусственного интеллекта использует информацию со встроенных видеокамер, а также собранную сервисом Google street View (функция, позволяющая смотреть панорамные виды улиц многих городов мира с высоты 2,5 метра). На крыше таких авто установлены датчики светового обнаружения и определения дальности LIDAR (технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем). Помимо этого, в передней части машины расположены радары и датчик, помогающий определить позицию авто на карте. Общая стоимость оборудования, отвечающего за управление автономного автомобиля, составляет около $100 тыс.

Google еще в 2010 году протестировал несколько автомобилей, оборудованных такой системой. И тестируемый беспилотник тогда в реальных условиях проехал порядка 1600 км без участия человека и более 225 тыс. км с частичным участием водителя.

В проекте первоначально участвовало 10 автомобилей – 3 Lexus RX450h, 6 Toyota Prius и Audi TT, порядка 15 инженеров и 12 водителей-испытателей. В 2015 году по улицам Маунтин-Вью, Калифорния, курсировало уже 20 беспилотников, которые отрабатывали маневрирование в потоке движения.

В конце мая 2014 года Google показал на 100% автономный прототип своего беспилотника, не имеющего ни руля, ни педалей газа и тормоза и рассчитанного на двух пассажиров. При этом конструкторы авто отмечают, что на первом месте для них стояли вопросы безопасности. Поэтому, несмотря на отсутствие привычных узлов и агрегатов, в них встроена кнопка экстренной остановки. Автомобиль оснащен специальными сенсорными экранами, сканирующими площадь, равную двум футбольным полям и позволяющими видеть «слепые зоны». Самоуправляемый гугломобиль пока может развивать скорость до 40 км/ч. В будущем разработчики планируют увеличить скорость до 160 км/ч. Конечно, по уровню комфорта беспилотник не имеет аналогов, поскольку пассажиры освобождены от необходимости управлять им.

Относительно решения проблем законодательного характера Илон Маск, генеральный директор Tesla, считает, что самоуправляемые автомобили можно будет выпустить на общественные дороги не ранее 2022-2023 годов. Крис Урмсон, глава программы по созданию беспилотных авто в Google, полон оптимизма и уверен, что это можно сделать в ближайшие несколько лет, и заявил, что не видит особых нормативных барьеров. Стоит отметить, что компания Google действительно постепенно добивается внесения изменений в некоторые законы.

Так, в 2011 году она добилась разрешения использовать беспилотный автомобиль на дорогах общего пользования, пролоббировав закон штата Невада. И в 2012 году департамент транспортных средств этого штата выдал Google первую соответствующую лицензию. А независимый наблюдательный комитет при департаменте утвердил дизайн номерного знака для беспилотника с символом бесконечности на красном фоне. К слову, еще штаты Флорида и Калифорния скорректировали свои законы и самоуправляемые авто могут свободно перемещаться по их территории. При этом закон гласит, что в случае аварии или других инцидентов, где виновным будет признан беспилотник, ответственность будет нести производитель, а не владелец машины.

Также в феврале 2016 года система искусственного интеллекта, встроенная в беспилотные автомобили Google, была признана водителем в рамках федерального законодательства США. Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) в лице Пола Хеммерсбауха, главного юридического советника, согласилась с Google в том, что ее беспилотники не будут иметь водителя в традиционном понимании этого слова. «Если человек не может управлять автомобилем, разумно будет признать «водителем» систему, отвечающую за движение», – ответил Пол Хеммерсбаух на запрос от Google касательно того, каким образом будут интерпретироваться стандарты безопасности для ее самоуправляемых авто.

Конечно, у системы существуют и определенные недостатки. По словам Криса Урмсона, гугломобиль пока не умеет ездить по заснеженным трассам и в сильный дождь, поскольку форма окружающего пространства меняется. «Он перестает понимать, куда двигаться и что делать», – говорит конструктор. Автомобиль пока не в состоянии распознавать временные сигналы светофора и отличать пешеходов от полицейских, скомканную бумагу от камня, не умеет парковаться. Но работа над устранением недочетов в системе ведется и Google планирует исправить их к 2020 году.

Сергей Брин в интервью венчурному инвестору Виноду Хосле сказал, что распространение беспилотных автомобилей может существенно снизить потребность во владении индивидуальным автотранспортом, а также решить проблему с загруженностью дорог и парковками.

«Во многих городах 30-50% занимают места для парковки. Автомобили-беспилотники не потребуют столько парковочных мест, поскольку уже не будет необходимости в одном автомобиле в расчете на человека. Они просто будут подъезжать к нужному месту и забирать вас. В сущности, беспилотники могут более эффективно использовать пространство и, как следствие, время людей», – отметил он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.