USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.64$
+0.090
BTC
99049.30$
+1005.400

К чему приведут разногласия КНР и России?

Попытки Китая расширить работу ШОС в зонах экономического развития не набрали должные обороты

Share
Share
Share
Tweet
Share
К чему приведут разногласия КНР и России?- Kapital.kz

Индия и Пакистан станут полноправными членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Процедуру их приема запустили главы государств, входящих в ШОС. Соответствующий документ был подписан лидерами стран организации в ходе саммита в Уфе.

Цель вступления Индии и Пакистана заключается в расширении охвата территории ШОС, укрепления своей позиции в противовесе с доминирующими западными международными институтами, которые господствуют с момента окончания Второй мировой войны.

Но если неизбежное расширение ШОС свидетельствует о большом шаге на пути к «многополярному» мировому порядку, то это «путешествие» обещает быть долгим и трудным, потому что «попутчики» идут разными путями.

За последние несколько лет, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно выражал свое недовольство в связи с отсутствием прогресса турецкой стороны в присоединении к Европейскому Союзу, тем самым повышая перспективу вступления в ШОС. Во время своего визита в Россию в 2013 году, Эрдоган заявил: «Если мы войдем в ШОС, мы попрощаемся с Евросоюзом. ШОС лучше и мощнее.  Пакистан и Индия хотят вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, если она хочет нашего вступления, мы все станем членами этой организации». На сегодняшний день, Турция не получила никакого приглашения вступления в организацию. Однако, нестабильность на южной границе Турции и неоднозначные намерения Путина, очевидно, подрывают доверие к ШОС, несмотря на то, что сейчас все серьезно воспринимают  его надежность на высоком уровне. Об этом сообщает сайт Newsweek.com .

ШОС начала свое существование в 1996 году, когда первоначально названная организация «Шанхайская пятерка» сформировалась после распада Советского Союза, для того, чтобы позволить России, Китаю и трем бывшим странам СССР Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану решать различные территориальные споры. Преуспев в этом, в 2001 году к организации присоединился Узбекистан, что привело к обеспечению стабильности в Центральной Азии и смене названия организации на «Шанхайскую организацию сотрудничества».  С тех пор, работа генерального секретаря организации распределяется между членами на трехлетние периоды – российский губернатор Иркутской Области Дмитрий Мезенцев является действующим генеральным секретарем организации, несмотря на то, что штаб-квартира ШОС находится в Пекине.

В первые годы существования организации, все внимание было сконцентрировано на региональной безопасности, которая, по формулировке Китая,  является борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Примером может послужить угроза уйгурского населения, проживающего на территории западной провинции Синьцзян, которая граничит с бывшими советскими республиками.

Начиная с 2004 года, ШОС запустила функционал  «региональной антитеррористической структуры», основанного в Ташкенте. Цель структуры - отобрать секьюрити и разведчиков из всех стран- членов организации. Это способствует более тесному сотрудничеству на основе общего черного списка для осуществления экстрадиции подозреваемых в терроризме.

Если бы ШОС остался «механизмом» подавления  уйгурского сепаратизма Китаем, шансы существования организации были бы под вопросом. Однако агенда (план действий - ред.) организации неуклонно вышла за рамки этого мрачного начала и профиль ШОС постепенно растет, отражая спектр политических и экономических влияний стран лидеров, включая экономические амбиции Китая в Центральной Азии, решительность России сохранить свое влияние в регионе и рост отчуждения Москвы от Запада. Потенциальная «пустота», которая останется позади, когда НАТО, наконец, выйдет из Афганистана также является важной составляющей спектра организации. Каждый из этих факторов, по всей видимости, протолкнет ШОС в центр внимания, но, в то же время, они вызывают разногласия в организации из-за главного вопроса, который, в конечном счете, определит судьбу ШОС: Какова вероятность того, что организация, которую Эрдоган, кажется, ставил наряду с Евросоюзом, вскоре предстанет в виде важного нового игрока в международных отношениях?

 «Главное, это признать, что существуют фундаментальные разногласия между Россией и Китаем «за кулисами» целей ШОС», - говорит американский политолог Александр Кули. «Русские в основном видят ШОС как один из ряда институтов, который разработает агенду против Запада и против влияния США» - добавляет он.

Китайцы, напротив, ориентированы больше на региональное развитие и инвестиции в инфраструктуру, которые помогут стабилизировать западную провинцию Синьцзян, на территории которой совсем недавно, в 2009 году, проходили волнения среди уйгурского населения. Это может содействовать созданию новых рынков для китайских компаний. Цели двух государств совершенно не совпадают. «Россия никогда не хотела достигнуть территориального планирования в составе ШОС, она предпочла ОДКБ для этих целей, в которую вступила в 2002 году со своими Центрально-Азиатскими партнерами» - говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев,.

По словам Габуева, ни Китай, ни Россия не предпринимали попыток присоединиться к организации, которая подразумевала какой-либо военный союз между ними. Так что, ШОС вряд ли будет развиваться в направлении  НАТО, особенно по  статье о ненападении, закрепляющей принцип того, что нападение на одного члена является нападением на всех. В то же время, длительные попытки Китая расширить работу ШОС в зонах экономического развития не набрали должные обороты. «Каждое предложение по улучшению экономики, которое предлагали китайцы, русские рассматривали, задерживали, а затем, в основном, отклоняли» - говорит Кули. «Русских не устраивает рост экономического господства Китая в регионе, потому что вместо этого они хотят продвигать свои собственные экономические институты,  такие как Евразийский экономический союз» - добавляет он.

Несмотря на то, что ШОС не в силах соответствовать надеждам Китая в качестве средства экономического развития, баланс экономической дипломатии смещается в пользу Пекина, что позволяет ему добиться прогресса за рамками ШОС и достичь многих других целей. В сентябре 2013 года, увидев предложение для банка развития ШОС, президент Китая Си Цзиньпин, провел 10-дневный официальный тур по Центральной Азии, подписав  двусторонние экономические соглашения и проведя деловые встречи. Нанеся  визит в Казахстан, он объявил об инициативе «Шелкового пути экономического пояса"». Напомним, что задачами этой программы является финансирование построения дорог, железнодорожных путей, трубопроводов и других объектов инфраструктуры в Центральной Азии, а также создание прямых маршрутов для китайского экспорта в Европу.

Однако Александр Габуев в Московском Центре Карнеги предполагает, что план Китая о Шелковом пути не обязательно отражает разочарование в ШОС. Еще одним важным фактором является замедление экономики в Китае. КНР стремится переместить промышленность в западные регионы и создать экспортные рынки для них через Центральную Азию. «Китай, безусловно, хотел создать зоны свободной торговли в рамках ШОС» - говорит Габуев. «Но Россия и другие страны боятся, что они будут переоснащены дешевыми китайскими товарами и будут не в состоянии установить тарифные барьеры, поэтому они решили создать Евразийский экономический союз. Но у Шелкового Пути может быть и этот компонент свободной торговли. Никто не знает, есть он или нет, но многие жаждут узнать это» - добавляет он.

Новые усилия Китая по продвижению своих планов экономического развития можно сравнить с разрывом отношений между Россией и Западом, когда была разрушена Берлинская стена в 1989 году. Таким образом, и России, и президенту Турции Эрдогану, необходимо продемонстрировать, что у страны есть другие международные опции, помимо «несостоявшихся» отношений с США и Европой.

«В ближайшее будущее нет обратного пути к бизнесу, поэтому люди начали осознавать, что нужно создать «стержень» в Азии. И, так как Япония и Южная Корея находятся под давлением, потому что являются союзниками США, стержнем в Азии является Китай. Эта комбинация фактов, как полагают эксперты, помогает объяснить разворачивающуюся ситуацию» - поясняет Александр Габуев.

Генеральный секретарь России в ШОС Дмитрий Мезенцев в феврале упомянул ряд стран, которые изъяили желание взаимодействовать с ШОС, отметив, что Сирия, Беларусь, Армения, Азербайджан и Бангладеш все получили статус наблюдателя, что по статусу ниже, чем само членство. «Мы ценим эти предложения и заинтересованность в организации» -  отметил Мезенцев пресс-клубе ШОС. «Это является идентификатором того, что ШОС приобрела авторитет и влияние в регионе», – резюмировал спикер.

Профессор Кули предполагает, что Россия под давлением западных санкций, будет соглашаться с планом китайского «Шелкового пути», потому что у них не будет выбора. Он указывает на то, что $ 400 млрд газовое соглашение России с Китаем, подписанное в конце прошлого года являющееся, по его мнению, знаком растущего сотрудничества между двумя основными не западными странами, положило конец переговорам, в которых недавно существовавшие отношения Китая с Центральной Азией «дали трещину».

 «Китайцы установили низкие цены на природный газ из Туркменистана, для того, чтобы  обогнать «Газпром» в переговорах по Восточносибирскому трубопроводу. Экономическое сотрудничество Китая в Центральной Азии действительно повлияло на основной национальный интерес России» - заявляет профессор Кули. Москве, однако, пришлось с достоинством ответить на это из-за необходимости продемонстрировать то, что у России есть другие опции помимо Запада. Несмотря на явные пробелы в программах России и Китая, две страны, несомненно, разделяют желание создать альтернативный мировой порядок, который даст «больший вес» развивающимся не западным державам.

На саммите ШОС в июле 2005 года в Астане, лидеры выступили с совместным заявлением о том, чтобы крупномасштабные военные операции в Афганистане завершились и призвали установить конечный срок вывода войск США и их союзников из региона. В том же месяце, Узбекистан дал США шесть месяцев, чтобы они оставили их территорию.

Несмотря на существующие сложности во взаимоотношениях России и Китая, по словам российского политолога Тимофея Бородачева, две сильнейшие политические державы нуждаются друг в друге.  «Для Москвы Пекин — крупнейший за всю историю международный политический партнер, на которого можно опереться. А для Китая Россия -гарантия того, что его никто не раздавит на политической арене», - резюмировал он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.