В начале марта международная изоляция России, санкции и ограничения выглядели скорее спекуляцией. Если 16 марта референдум о статусе Крыма примет решение о вхождении в состав РФ, эти угрозы могут превратиться в реальность.
«Мы рассматриваем целую серию экономических и дипломатических шагов, которые позволят изолировать Россию и негативно скажутся на ее экономике и положении в мире»,— заявил президент США Барак Обама, пишет kommersant.ru.
Среди мягких мер — бойкот встречи G8 в Сочи и исключение РФ из этого «клуба развитых стран», а также прекращение консультаций по подписанию договора о свободной торговле. Беспошлинная торговля снизила бы издержки бизнеса, теперь все это под вопросом. США и Канада заявили, что приостанавливают сотрудничество с Россией. НАТО прекращает все военные контакты с Россией, заявил генсек альянса Андерс Фог Расмуссен.
Есть и более жесткие предложения. «Турция должна закрыть Дарданеллы для российского судоходства,— считает член комиссии по международным делам Европарламента Чарльз Тэннок.— Она должна закрыть турецкие проливы не только для российских военных кораблей, но и для всех коммерческих судов, направляющихся в порты России на Черном море». Украинский кризис уже отразился ростом цен на пшеницу на 5% с начала месяца. «Если Турция закроет Дарданеллы и российская пшеница не сможет попасть на рынок, ситуация будет схожа с тем, что было, когда Россия объявила эмбарго на экспорт зерна из-за засухи в 2010-м,— считает управляющий компании Wild Bear Capital Андрей Кузнецов.— Тогда цены на пшеницу взлетели почти вдвое». Кроме того, расширяется «список Магнитского».
Перспектива экономических санкций для России еще опаснее. По словам председателя подкомитета по европейским делам в Сенате США Криса Мерфи, планируются меры в отношении российских банков, возможно, будут заморожены активы российских госучреждений и частных инвесторов. «Как вариант — усиление налогового администрирования внутри страны для стабилизации бюджета. Крайняя и маловероятная мера — блокировка платежей, проходящих через американские банки-корреспонденты, где стороной платежа выступает компания с российским бенефициаром».
Более насущная проблема — американский закон FATCA, согласно которому с 31 марта 2015 года банки всего мира должны будут поставлять налоговой службе США (IRS) информацию об операциях американских клиентов. «Это будет проблемой,— считает Вахитов.— В отсутствие стандартной процедуры банки будут вынуждены сотрудничать с IRS напрямую. И столкнутся с коллизией: либо не сотрудничать с IRS, либо передавать информацию о клиентах и нарушать банковскую тайну», - пишет издание kommersant.ru.
У радикально настроенных политиков есть еще одна возможность. «Бараку Обаме следует применить к России тот же тип финансовых санкций, который он применил к Ирану», — считает Тэннок. США и ЕС за несколько лет парализовали взаимодействие Ирана с Западом. Масштаб российского экспорта больше. Россия является вторым экспортером нефти в мире. Доля РФ в импорте газа ЕС — 32%, нефти — 34%. Зависимость Европы от российских поставок куда больше, чем от иранских. Прекращение иранских поставок Европа пережила, от российских же отказаться не получится.
В распоряжении Запада есть и другие механизмы давления. Европа не может мгновенно переориентироваться в энергетической политике с России на других поставщиков, но может выбрать такую стратегию на более длительную перспективу. Альтернативой России может стать тот же Иран. «Месторождения Ирана ближе к Европе. Затраты на строительство газопроводов в Евросоюз из Ирана намного ниже, чем из России. Теоретически ЕС сможет поменять Россию на Иран лет за десять», - сообщает эксперт.
Еще вариант — режиссированный обвал цен на нефть. Саудовская Аравия уже осуществила нечто подобное в 1986-м. С начала 1980-х ОПЕК поддерживала высокие цены, сокращая квоты за счет основного экспортера — Саудовской Аравии. Монархия снизила добычу с 10,2 мбд в 1980-м до 3,6 мбд в 1985-м и способствовала удержанию высоких цен на нефть, при которых были рентабельны огромные инвестиции в новые месторождения Северного моря, Аляски и Мексики. Эффект почувствовался к середине 1980-х. После этого Саудовская Аравия резко повысила производство и обрушила цены: в 1986-м цена на нефть обвалилась с 27 до 10 долларов, передает kommersant.ru.
Пока санкции не ввели, но Россия уже задумывается над ответом. Одним из первых высказался советник президента РФ Сергей Глазьев: «В случае если санкции будут применены в отношении государственных структур, мы будем вынуждены фактически признать невозможность возврата тех кредитов, которые были даны российским структурам со стороны банков США».
Какие санкции страшны для России
Глава британского МИДа Уильям Хейг пообещал, что Россия дорого заплатит за Крым
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.