Известный казахстанский экономист Сергей Смирнов высказался в интервью интернет-ресурсу Oilnews.kz, разъяснив, в чем выгода войны с Сирией.
Сирия - не принадлежит к крупным производителям нефти. По оценке 2010 года в стране ежедневно добывалось 401 тыс. баррелей нефти, что сравнимо с Таиландом (407 тыс. баррелей), но значительно меньше, чем, к примеру, в Венесуэле (2,4 млн. баррелей) и ОАР (2,8 млн. баррелей).
При этом сирийская нефть тяжелая сернистая, по составу близка к российской Urals, требующая дополнительной переработки (высококачественная легкая нефть добывается лишь в районе Дейр-эз-Зора). Поэтому ничего экстраординарного в случае осложнения ситуации в Сирии с мировыми котировками на нефть не произойдёт - обычные спекулятивные колебания (возможно, со скачками до 130-140 долл/барр.), отметил эксперт.
Представляется, что попытки свержения «сирийскими друзьями» режима Башара Асада связаны не столько с самой нефтью, сколько с месторасположением Сирии, позволяющим играть ей ключевую роль в поставках углеводородов в Европу. Необходимо отметить, что города Банияс и Хомс, в которых расположены основные нефтеперерабатывающие заводы и через которые ведется основной экспорт сирийской нефти, находятся под контролем правительства. Но главное – нефтепровод, по которому нефть с нефтепромыслов Ирака и Саудовской Аравии через Иорданию и Сирию перекачивается в ливанские порты. Таким образом, Сирия фактически контролирует транзит саудовской и иракской нефти через ливанские порты - Триполи и Сайда. Поэтому ЕС, НАТО и Саудовская Аравия, при содействии Анкары и Тель-Авива, стремятся взять под полный контроль транзит ближне- и средневосточной нефти в Европу через Сирию и Ливан. Параллельно решается вопрос с ликвидацией военно-морской базы России в сирийском порту Латакия.
Следует отметить и газовую составляющую разрастающегося конфликта. Строительство газопровода из Ирана через Ирак к побережью дружественной Тегерану Сирию, позволило бы Тегерану решить проблему вывода своего газа на мировые рынки. В пользу этого говорит тот факт, что мятеж в Сирии стал разрастаться практически синхронно с подписанием 25 июня 2011 года в Бушере меморандума о строительстве нового газопровода Иран – Ирак – Сирия. Этот газопровод серьезная альтернатива продвигаемому Евросоюзом газопроводу Nabucco и другим аналогичным проектам.
Недовольны им и такой союзный Западу поставщик газа как Катар, и жаждущая стать мировым транзитёром №1 Турция. И это понятно: в случае реализации проекта газопровода Иран – Ирак – Сирия они останутся у «разбитого корыта».
В случае устранения Башара Асада Анкара также закрывает вопрос по возвращению Сирии портового региона Джейхан (приносящего в турецкую казну не менее 300 млн долларов в год), который в 1939 году был передан Турции французскими властями из французского протектората Левант, объединявшего Сирию и Ливан до 1946 года. С Каддафи Запад уже «разобрался», на очереди – Асад.