Еще несколько лет назад на автомобильном рынке задавали тренды концерны из Европы, США, Кореи и Японии… К Китаю в этом списке относились скептически. Ситуацию изменили щедрая государственная поддержка автопроизводителей в КНР, развитие собственных технологий, дефицит чипов, затем геополитика и пандемия. «Мы научились», - заявили представители ZEEKR во время пресс-тура казахстанских журналистов на завод компании. Свои авто они не боятся сравнивать с Tesla, а ZEEKR 001 FR считают самым быстрым в мире серийным электромобилем.
Нас не догонят?
Эксперты Moody’s Analytics, мнение которых приводит издание cnbc, предполагают, что по итогам 2023 года Китай может стать крупнейшим в мире экспортером автомобилей. В 2021 году по этому показателю КНР обогнала Южную Корею, в 2022 – Германию. По итогам 2023 года, считают аналитики, Китай обгонит Японию и станет лидером по поставкам авто на мировой рынок. Главным конкурентным преимуществом Китая специалисты Moody’s называют растущий спрос на электромобили. В прошлом году, указывается в отчете, электромобили составляли почти 30% всех легковых авто, проданных в мире. До пандемии показатель составлял всего 5%. «Скорость, с которой Китай осваивает новые технологии в автомобильной промышленности, не имеет себе равных», — делают вывод эксперты.
На Всемирном конгрессе по развитию автомобилей на новых источниках энергии (NEV), который проходил с 7 по 9 декабря 2023 года в Хайкоу, также озвучили интересные данные. Объем продаж таких авто в мире за первые три квартала 2023 года достиг 9,75 млн единиц. На долю Китая, как пишет издание «Синьхуа», пришлось 6,28 млн единиц или свыше 64%. На конец третьего квартала 2023 года мировые продажи NEV составили около 37,7 млн единиц. На долю Китая пришлось чуть меньше - около 60%. В самой Поднебесной продажи NEV за обозначенный период составили 29,8% от общего объема продаж новых авто.
Темпы перехода на «зеленый» транспорт в КНР заметны сразу: у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания номера синие, у электромобилей и гибридов – зеленые. И таких машин на улицах городов Ханчжоу и Нинбо, которые посетили казахстанские журналисты во время пресс-тура, очень много.
Нет границ, нет ограничений
Интеллектуальные электромобили премиум-класса марки ZEEKR уже знакомы казахстанским автолюбителям. Официально бренд вышел на рынок Казахстана в августе 2023 года. Право продавать и обслуживать авто на территории нашей страны получила группа Orbis Auto. В текущем году официальный дистрибьютор планирует начать поставки электромобилей для покупателей из РК.
Компания ZEEKR была основана в марте 2021 года. Это премиальный EV-бренд Geely Holdings Group, специализирующийся на выпуске аккумуляторных электромобилей. Штаб-квартира компании расположена в провинции Чжэцзян в городе Ханчжоу, а завод в двух часах езды в Нинбо.
«Нет границ, нет ограничений» - это девиз молодого и амбициозного бренда. Свой завод представители компании называют «интеллектуальным», «самообучающимся» и одним из самых современных автомобильных предприятий. Гибкое и прозрачное управление производственной линией Gigacasting L4 здесь обеспечивают система 5G+, искусственный интеллект, Big Data и digital twin.
На сегодня на «умном» заводе в Нинбо выпускают шутинг-брейк 001, MPV 009, а вот кроссовер ZEEKR X производят в Чэнду.
Площадь Ningbo smart Intelligent factory составляет 321 га. Это целый город со своими улицами, зонами отдыха и всей необходимой инфраструктурой. Возвели завод довольно быстро: строительство началось в конце 2018 года, в октябре 2021-го с конвейера сошла первая серийная модель ZEEKR 001.
Конечно, подробно рассказать о производственном процессе вряд ли удастся, ведь его тонкости компания держит в секрете, мы остановимся на самых важных этапах. Все начинается в цехе штамповки. Кузовные панели изготавливают с помощью специальных и очень мощных прессов с давлением 6 900 тонн. Этот процесс на заводе автоматизирован более чем на 90%. Такой уровень роботизации, например, позволяет менять форму детали менее чем за 180 секунд. Подают материалы и забирают готовые детали с линии автоматические транспортировщики AGV.
Следующий этап – сварка кузова, он самый зрелищный. В цехе «трудятся» 703 робота. Одни собирают нужные детали, другие сваривают их между собой. Манипуляторы двигаются синхронно, а все действие сопровождается потоком ярких искр. Уровень автоматизации линии достигает 100%! «Интеллектуальная система промышленного класса 5G+ позволяет планировать, отслеживать и проверять процесс на каждом этапе», - рассказывают сотрудники завода. Поскольку процесс сварки полностью автоматизирован, то и вероятность брака минимальна. Затем на будущий электромобиль навешивают двери, капот, крышку багажника и отправляют на покраску. Покрасочный цех изолирован, сотрудники отслеживают процесс в онлайн-режиме на специальном экране. Наносят все необходимые материалы тоже роботы. Оранжевый, синий, черный или голубой… Для манипуляторов это не проблема, цвет краски на распылителях меняется за пару секунд. По словам представителей компании, в цехе применяют первый в Китае инновационный световой туннель для проверки качества поверхностей, а процесс нанесения покрытия и все материалы соответствуют экологическим стандартам.
Далее авто отправляют на сборку. Кузов медленно движется по многоконвейерной системе,
которая позволяет одновременно собирать несколько моделей электромобилей. На точках сборки будущее авто «оживает» и получает все необходимые элементы - переднюю панель, оптику, стекла, детали интерьера, инсталлируется программное обеспечение... Самая
важная часть – соединение
кузова с ходовой. На производствах такой процесс называют
«женитьбой». Очень интересно наблюдать за установкой колес. Робот
самостоятельно решает, в какую сторону закрутить болты и делает это за пару
секунд, пока будущий электромобиль движется по конвейеру. Ноу-хау компании, по
словам сотрудников, выполнение задачи в режиме нон-стоп.
Цеха завода оборудованы промышленными роботами от лидеров отрасли - ABB, Dürr, KUKA, а также автономными мини-помощниками. Машины интегрированы в интеллектуальную систему управления предприятием.
Может сложиться впечатление, что на заводе «трудятся» только
роботы. Это, конечно, не так: если в предыдущих цехах операторы только следили за
работой манипуляторов, то в сборочном применяют ручной труд.
Все готовые автомобили, которые сходят с конвейера один раз в минуту, проходят контроль качества и тестовые испытания. При такой автоматизации предприятия, рассказывают в компании, доля брака минимальная и составляет около 2%.
В 2023 году ZEEKR планирует выпустить на «умном» заводе в Нинбо 300 тыс. транспортных средств. Авто поставляют на внутренний рынок, а также на экспорт – в Европу, компания подписала соглашения с партнерами в Казахстане, Азербайджане, ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне и Коста-Рике. «Бренд намерен выйти на рынки в странах Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Океании», - рассказали в пресс-службе ZEEKR.
К 30 ноября 2023 года автопроизводитель продал в Китае 180 000 электромобилей.