Пандемия заметно изменила потребительские привычки населения, и как следствие, простимулировала цифровую трансформацию бизнеса. На сегодняшний день практически 100% бизнесменов используют различные каналы онлайн-продаж. При этом основная масса предпринимателей и населения положительно относится к цифровому формату работы. Такие данные содержатся в исследовании группы IDF Eurasia (бренды Solva и Moneyman).
Во всем мире технологии постепенно затрагивают все жизненные процессы, исключением не является и Казахстан. С приходом пандемии эта трансформация ускорилась - отношения «продавец-покупатель» переходят в цифровой формат. Интернет стал в некотором смысле «кровеносной системой» для жизнедеятельности человека.
По данным исследования группы IDF Eurasia, в котором приняли участие 12 тыс. респондентов по всему Казахстану, в начале пандемии вести бизнес в интернете стали 50% опрошенных предпринимателей. Еще 45% внедрили онлайн-обслуживание к маю прошлого года.
Даже после ослабления карантинных ограничений и возвращения к обычному режиму работы предприниматели продолжили развивать альтернативные каналы продаж. К рекламе в поисковых системах добавилась доставка, возможность заказывать товары и услуги прямо на сайте, чат-боты для общения с клиентами. В целом работа бизнеса стала более автоматизированной. Кроме этого, произошла некоторая трансформация и рекламного рынка. Из-за высокой стоимости привычных форматов рекламы и их невысокой эффективности многие компании все чаще выбирают digital или рекламу в интернете, об этом заявили 100% опрошенных.
Отметим, что бизнес настроен
полностью перестроиться под онлайн-работу. Предприниматели стараются
адаптировать услуги и сервисы под изменившиеся покупательские предпочтения и новую
культуру потребления.
Так, 100% респондентов сообщили, что в интересах клиента стали делать акцент на здоровье и безопасности, предоставляя услуги с учетом всех необходимых санитарных норм. Кроме того, учитывая требования к самоизоляции и удаленному режиму работы, предприниматели перестроили сервисное обслуживание и организовали работу так, чтобы клиенты могли заказать любой товар или получить услугу онлайн.
Кроме того, все опрошенные, которые ранее игнорировали использование цифровых и онлайн-инструментов, пересмотрели свой подход за время карантина. В частности, онлайн-сервисы в области финансовых услуг (оплата и погашение кредитов, онлайн-переводы, оплата коммунальных услуг) стали использовать 56% опрошенных, услуги электронной коммерции (покупка и продажа в интернете) - 20%, дополнительное образование онлайн стали получать – 20% участников, удаленно пользоваться услугами страхования – 4% респондентов.
Стоит подчеркнуть, что львиная доля респондентов - 80% - считает, что предоставление услуг онлайн и цифровой формат работы значительно упростили повседневную жизнь. Любой товар или услугу можно заказать и оплатить в любое время суток и получить доставку там, где удобно. При этом развитие и предоставление качественных интернет-услуг по всей стране также способствует более широкому использованию цифровых сервисов.
Анна Максимова, генеральный директор МФО Solva