Цифровые валюты центральных банков (CBDC) создают принципиально новые возможности для управления денежным обращением. Так считает министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Оцифрованные, если хотите маркированные валюты - это безналичные валюты в электронной форме, каждый квант которой имеет свой номер. То есть, они соединяют в себе преимущества единичной валюты, у которой есть номер, и безналичной валюты, которая обращается свободно в платежных системах. Если мы маркируем каждый квант эмиссии, то мы движение каждого кванта денег видим в реальном режиме времени», - сказал он во время видеомоста Москва-Нур-Султан-Бишкек-Минск-Ереван на тему «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
Сергей Глазьев перечисл и преимущества введение цифровых валют. «Эти деньги нельзя будет украсть. Это сразу станет заметно. Их нельзя бросить на валютный рынок, увезти в оффшор. Система это просто не позволит сделать. И мы можем гарантированно обеспечить целевое использование денег, у которых есть цифровая маркировка и которые мы отслеживаем в реальном режиме времени. Это революция в денежной отрасли», - считает он.
Банки отслеживают движение денег, но в ручном режиме, здесь нужно учитывать человеческий фактор – проверка платежек, комиссары в банках. «Все это трудоемкая и громоздкая процедура, а внедрение цифровых технологий с криптозащитой эмитируемых денег позволяет нам контролировать их целевое использование, вести фактически в автоматическом режиме», - поделился он.
Второе преимущество - «возможность измерять скорость движения денег». «Я считаю, что цифровые технологии – это важное направление, которое нам нужно продвигать. Китай уже заявил о внедрении цифрового юаня, банк России выпустил доклад в конце прошлого года о цифровом рубле. То есть, нам эти технологии нужно осваивать, предлагать наряду с существующими. Это дает нам возможность оградиться от рисков в банковской системе, потому что цифровые деньги могут обращаться не только через банки, но и систему блокчейн (..) Это новые преимущества, новые возможности и резкое расширение наших механизмов поддержки экономического роста», - отметил он.
Сергей Глазьев заявил и о необходимости создания валютно-финансовой системы ЕАЭС. «Мы можем обезопаситься и отгородиться от шоков внешнего валютного финрынка и создать свою валютно-финансовую систему для ЕАЭС и Евразии, которая будет основана на национальных валютах и международном праве», - сказал он.
Он добавил, что мировая финансовая система находится в «турбулентном лихорадочном режиме». «Для защиты нашего экономического пространства нужно уходить от использования доллара и других токсичных, потерявших свою стабильность валют, переходить на национальные валюты, формировать национальные механизмы ценообразования. Уходить от внешней зависимости. Весь мир уже это делает», - подчеркнул он.
Он добавил, что для России доллар – это токсичная валюта, поскольку риск применения финансовых санкций может реализоваться в арестах счетов, замораживании денег, в блокировании сделок.
«Мы это наблюдали в больших масштабах и в российско-китайском торговом сотрудничестве, когда банки отказывались обслуживать сделки в долларах. Поэтому российская-китайская торговля полностью переведена на евро. Тоже самое мы делаем в рамках ЕАЭС. В соответствии с многократными поручениями глав государств и правительств ведется работа по расширению использования доли национальных валют в наших расчетах. Сегодня если включить углеводороды, по которым ценообразование пока еще ведется в долларах в мировой экономике, то более 70% нашей взаимной торговли уже ведется в нацвалютах», - уточнил он.