USD
489.06₸
+2.620
EUR
536.21₸
+1.900
RUB
5.05₸
-0.010
BRENT
77.63$
+0.500
BTC
60787.50$
+50.700

Трудности автоматизации процессов зернотрейдеров

В чем проблема и как решить?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Зернотрейдинг – популярный вид бизнеса в странах Причерноморского региона (Казахстан, Россия и Украина). На сегодня эти страны обеспечивают треть мирового экспорта пшеницы, продолжая теснить конкурентов по экспорту остальных культур.

Для зернотрейдеров, как и для другого бизнеса, в век диджитал актуальным является вопрос автоматизации внутренних управленческих процессов. Однако решение этого вопроса может стать настоящей головной болью для представителей отрасли. Ведь обычные ERP-программы, которые используются для автоматизации торговли товарами, не совсем подходят для такого специфического вида бизнеса как торговля зерном. В чем заключается проблема, какие существуют варианты ее решения и какие в целом сейчас наблюдаются тренды на рынке автоматизации в нише зерноторговли, рассказал IT-специалист по автоматизации бизнес-процессов компании GrainTrack Дмитрий Михальчук.

Зачем зернотрейдеры автоматизируют свои процессы

Основные операции зернотрейдеров связаны с оптовой продажей и покупкой зерна. Когда компания не крупная – заточена под торговлю небольшими партиями зерна – все процессы способны поддерживать несколько человек.

Если компания работает на экспорт или оперирует крупными партиями зерна на внутреннем рынке - процессы усложняются: в офисе могут работать десятки людей (может быть сеть региональных представительств или даже иностранные офисы), товарооборот исчисляется сотнями тысяч и миллионами тонн, торговля идет разными культурами и беспрерывно, сделки заключаются не только на основе обычных договоров купли-продажи, но и на основе форвардов с хеджированием рисков, логистическая цепочка не ограничивается перевозкой автотранспортом с поля на склад, а может иметь несколько пунктов перегрузки и может предусматривать несколько видов транспорта: авто-ж/д-лодки. Компаниям ежедневно приходится проводить большое количество платежей на очень крупные суммы, оформлять и обмениваться большим количеством сложных документов, отслеживать свои финансовые потоки и торговую позицию. В этой ситуации в операционке сразу возникают проблемы.

На практике в 99 случаях из 100 бизнес от этого не остановится, но продуктивность работы команды начинает страдать. Увеличивается вероятность допущения грубейших ошибок, что неизбежно сказывается и на общих финансовых результатах бизнеса.

Почему все не так просто

В Причерноморском регионе активный спрос на автоматизацию процессов в зернотрейдинге появился относительно недавно – максимум последние десять лет. Другие направления зернового бизнеса, такие как выращивание зерновых, логистика зерновых грузов, элеваторное хранение и портовые отгрузки, начали интересоваться этим вопросом раньше и активнее, поэтому уровень автоматизации здесь намного выше.

Сегодня существует множество решений для этих направлений, начиная от автоматизации производственных процессов на фермах, связанных с мониторингом полей, и анализа больших массивов информации для улучшения ухода за посевами, автоматизации посевной, внесения химикатов и удобрений, контроля за перемещением грузов с помощью различных трекинг-систем и заканчивая программами учета для автоматизированного управления сельскохозяйственным предприятием, элеваторами и терминалами. Для решения проблем учета наибольшей популярностью здесь пользуются решения на основе бухгалтерских программ с модульными надстройками необходимой профильной направленности.

С выбором автоматизированной системы управления для зернотрейдинга не все так просто. Один из путей решения проблемы, по которому могут пытаться идти зернотрейдеры, – пробовать использовать для работы стандартные программы для управления торговлей (ERP).

Эти программы способны вести учет движения товарных и денежных средств на предприятии с целью анализа финансовой результативности и дальнейшего планирования. Однако по причине особенностей зернотрейдинга данные решения не совсем подходят для этого бизнеса. Здесь мы назовем только основные из них.

Первая и главная особенность – это то, что в зернотрейдинге нет фиксированных цен на товар, как в обычной торговле. Цены здесь меняются в зависимости от сезона, урожая, политической и экономической обстановки в мире и сотен других факторов.

Это обстоятельство меняет сам подход к процессу торговли зернотрейдеров. Чтобы компании, занимающейся, например, торговлей холодильниками, пополнить складские запасы, достаточно связаться с производителями и заказать новую партию товара согласно фиксированному прайсу.

В зернотрейдинге процедура совсем другая – компании могут заключать контракты, в которых будут указаны только объемы поставки, культура и общий срок исполнения, а цены по ним фиксируются по мере закупки товара, когда, по мнению трейдера, настанет выгодный момент для этого.

Вторая существенная особенность зернотрейдинга, которая влияет на учет, – это сложность процедуры исполнения. В торговле товарами с фиксированными ценами стоимость товара известна по всей цепочке поставок, в зернотрейдинге все иначе. Товар под определенный контракт может закупаться небольшими партиями у разных хозяйств, поэтому процедура и себестоимость доставки товара покупателю в каждом случае будет отличаться.

Для зернотрейдеров важно, чтобы программа позволяла гибко управлять этим процессом, при необходимости вносить дополнительные расходы и пересчитывать финансовый результат, иметь возможность управлять поставками товара небольшими партиями с разных точек и на разных условиях под один общий контракт, а также гибко управлять сложной системой взаиморасчетов.

Третья особенность – необходимость иметь возможность гибко управлять торговой позицией. Стандартные программы для учета торговли делают «плоский» снимок состояния ресурсов на предприятии на текущий момент, чтобы менеджмент мог понять, где они находятся.

Зернотрейдерам важно не просто видеть свою позицию в данный момент – чего и сколько закуплено, по какой цене и на каких условиях, а иметь возможность моделировать в реальном времени, как та или иная торговая операция скажется на общем финансовом результате, как из-за этого изменятся торговая позиция и торговый баланс.

Еще одна особенность – это специфическая первичная документация и особые повышенные требования к контролю качества и количества товара, которое может меняться по мере доработки зерна и движения по логистической цепи. Стандартные программы для управления торговлей не поддерживают такие возможности.

По примеру Запада

Образцовые решения для зернотрейдинга сегодня – это специальное программное обеспечение, которым пользуются зернотрейдеры Европы и Америки. Первые такие программы (CTRM - программы для управления товарами и управления рисками) появились еще в 80-х годах ХХ века в США. Они предназначались не только для управления торговлей зерном, но и другими биржевыми товарами, такими как газ, нефть и другие. По построению они похожи на ERP-системы – состоят из модулей для решения отдельных задач, но с учетом специфики торговли зерном, о которой речь шла выше.

Основные блоки в таких программах – это CRM для ведения единой базы контрагентов, сделки – для ведения контрактов, исполнение – для сопровождения доставки товара, финансы – проведение взаиморасчетов и отчеты. Они замыкают все бизнес-процессы зернотрейдеров в одной цифровой среде, что упрощает взаимодействие между сотрудниками.

До недавнего времени на более молодом рынке СНГ не было аналогов подобного софта. С одной стороны, это обусловлено узостью ниши – несмотря на то что в Причерноморском регионе тысячи зернотрейдеров, пока далеко не все осознают необходимость автоматизации, а с другой – сложностью разработки.

Намного проще создать, например, программу для учета в ресторанном бизнесе – где на рынке тысячи потенциальных клиентов и для этого не нужно владеть такой специфической экспертизой. Поэтому пионеры автоматизации в зернотрейдинге вынуждены были дорабатывать готовые локальные решения, либо пользоваться не на всю силу теми программами, которые есть.

Кто-то взялся разрабатывать программное обеспечение специально под себя с нуля. Что было весьма непросто, так как у программистов на просторах СНГ не было необходимой экспертизы. Но благодаря нескольким подобным реализованным проектам и усилиям появившихся независимых стартапов на рынок были выведены первые прототипы программ. Сегодня в Причерноморском регионе насчитывается до 10 компаний, которые предлагают свои варианты решения проблемы автоматизации управления в зернотрейдинге.

Отличия программ

Давая характеристику этим продуктам, первое, что нужно сказать, – это то, что большинство из них написаны на основе программы 1С, либо могут интегрироваться с ней. Данный аспект является критичным для местных зернотрейдеров, ведь бухгалтерия на сегодня является единственным участком в этом бизнесе, который изначально был автоматизирован с помощью специальных программ, и вопрос совместимости софта очень важен.

Наполнение программного обеспечения перекликается между собой и во многом пытается дублировать модули, которые есть в западных образцах. Однако слепо сравнивать эти программы не стоит, и дело не только в том, что на Западе у программистов накоплена гораздо большая экспертиза. Вопрос здесь также в отличиях самих рынков зерна.

Западный зерновой рынок формировался веками и на сегодня более развит – основная торговля здесь происходит на биржах, большой популярностью пользуются производные финансовые инструмент – фьючерсы и опционы.

Поэтому в их программах содержится очень сильный блок для управления торговлей деривативами на зерно. Многие программы имеют прямую интеграцию с терминалами товарных бирж и сайтами аналитики по зерновым для удобства работы с фьючерсами. Более того, лучшие программы заявляют об использовании нейронных сетей, куда загружаются базы данных, на основе которых роботы помогают принимать правильные торговые решения. Также в них разработаны удобные инструменты для учета сделок по фьючерсам.

В Казахстане, России и Украине зерновой рынок более молодой, львиная доля операций здесь осуществляется на физическом рынке. Поэтому в программных решениях для рынка СНГ такого функционала нет (за редким исключением, когда компании-разработчики экспортируют свои услуги на Запад, а такие примеры есть).

Для местных трейдеров более актуально было бы получение через программу доступа к различным интернет-площадкам для торговли зерном. Однако на сегодня нет информации о том, что хотя бы одна из доступных программ для местного рынка создала такую собственную площадку или хотя бы интегрировалась с одной из существующих. Хотя о таких планах были разговоры.

Но это не значит, что местные продукты бесполезны для отдела закупки/продажи. Например, с помощью встроенных CRM они могут вести базу продавцов и покупателей, вести индикаторы закупочных и продажных цен потенциальных клиентов и в нужный момент с помощью фильтров получать быстрый доступ к данным поставщиков, у которых можно купить продукцию, выигрывая драгоценное время.

Основной же упор разработчики софта для СНГ сделали на блок экзекьюшна сделок. Этот участок наиболее трудозатратный. Исполнение контрактных обязательств требует от зернотрейдеров большой работы с контрактами и сопроводительными документами.

Программные решения позволяют наладить учет всей специфической первички в системе, соединять закупку с продажей в разных конфигурациях для целей планирования финрезультата с учетом всех затрат, автоматизировать работу с документами, реестрами транспортных средств, платежами. При этом на основе всех вводных есть возможность прогнозировать торговую позицию и денежные потоки, получать оперативные и управленческие отчеты, собирать аналитику и контролировать сотрудников.

Отличие между западными образцами и локальными программами также заключается по способу предоставления услуг. На Западе доминирует продажа продуктов по подписке, когда код программы и данные пользователей размещаются на удаленном сервере. Это позволяет получить полную мобильность в пользовании программой. У нас поставщики услуг наряду с облачными решениями предлагают возможность покупки продукции по лицензии единоразовым платежом с возможностью размещения программы на локальном сервере фирмы.

Дмитрий Михальчук, IT-специалист по автоматизации бизнес-процессов компании GrainTrack

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.