USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.44$
-0.010
BTC
63688.30$
-917.600

Сергей Венгер: Казахстанцы предпочитают большие телевизоры

Этот тренд будет продолжен и в 2021 году, считает эксперт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сергей Венгер: Казахстанцы предпочитают большие телевизоры- Kapital.kz

Телевизор в скором времени перестанет быть привычным девайсом для просмотра телеканалов, а станет устройством для потребления видеоконтента и центром управления умным домом. Так считает вице-президент компании KIVI по маркетингу, управлению персоналом и трансформации бизнеса Сергей Венгер. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он рассказал о трендах, особенностях казахстанского рынка и возможном росте цен на 10-15%.

- Сергей, давайте начнем с последнего инфоповода. KIVI привлек более 13 млн долларов от китайского МТС, на что пойдут инвестиции?

- Само соглашение предусматривает глубокое пятилетнее сотрудничество. Первая инвестиция, о которой мы уже заявили и по договоренности с партнерами можем публично говорить, будет направлена на развитие продукта. В том числе на развитие аппаратной части, дизайна, софта. Мы хотим делать телевизоры принципиально нового поколения с точки зрения юзер-экспириенса, именно пользовательских характеристик.

- В данном случае кто кого выбирал и по каким параметрам?

- В партнерстве, как в замужестве – в выборе партнера, как правило, участвуют две стороны, хотя бывают исключения. Это не первый наш опыт общения с МТС, мы сотрудничали и до этого. Мы хорошо присматривались друг к другу, учитывая специфику китайского бизнеса и в принципе китайских партнеров, на самом деле они не каждому готовы доверять, особенно доверять деньги. МТС – мировой гигант, компания номер 2 в мире по производству ODM-телевизоров, и тот опыт общения, который мы с ними получили, подтолкнул нас говорить о более глубокой интеграции. Почему именно наша компания? Потому что мы являемся фокусным производителем телевизоров. В то время как для большинства компаний, представленных на рынке, это является лишь одним из направлений в бизнесе. Соответственно у нас все процессы в компании выстроены так, чтобы продукт получался наилучшим образом. Оценив динамику нашего роста и развития нашей экспертизы именно в телевизорах, китайские партнеры поняли, что пора нас услышать, они увидели серьезное рациональное зерно в том, что мы предлагаем. Те решения, которые мы будем совместно развивать, можно будет потом использовать и в продуктах для других брендов. Компания МТС является мощным производителем, на ее площадках производятся телевизоры под брендами JVC, Xiaomi, Hisense. Также инвесторы оценили наше управление качеством и в целом управление компанией. То, что мы занимаемся исключительно телевизорами, позволяет нам чувствовать рынок и предугадывать возможные сценарии развития. Это нам позволило в 2020 году работать в штатном режиме.

- А как вы пережили 2020 год?

- Еще в октябре-ноябре 2019 года мы видели, что происходит в Китае с COVID-19, мы поняли, что рынок будет развиваться по другому сценарию в 2020 году. Не могу сказать, что очень четко представляли себе вариант развития событий, но понимали, что это будет год нестабильности и шторма. Тогда мы отказались от уже намеченной стратегии и приняли ряд управленческих решений. В результате мы продолжали расти, не нарушили ни одного своего обязательства перед партнерами. Мы в компании не употребляем слово «кризис», это парализующее слово. Вместо него употребляем «шторм», потому что в шторм надо собирать все усилия и грести в полную силу, чтобы выжить. Вообще, кризис – означает, что происходит что-то, чего не было раньше. Сейчас об этом забыли и используют «кризис» в плоскости экскьюза, чтобы оправдать свои неудачи. Это слово парализует менеджеров, и они начинают принимать какие-то непонятные решения. Когда мы увидели приближение шторма, выстроили четкую стратегию и в недельном ритме постоянно корректировали модель поведения, исходя из того, как двигался рынок. И 2020 год прошли безболезненно.

Сергей Венгер: Казахстанцы предпочитают большие телевизоры 632719 - Kapital.kz

- Как будет меняться телевизор?

- Уже сейчас телевизор практически перестал быть в классическом понимании девайсом, ящиком, который вещает телевидение, поскольку появилась смарт-функция. Да, люди по смарт-телевизору смотрят видеоконтент, но это ютубы, стримы и так далее. Классическое телевидение уже не на первом месте. Мы четко понимаем, что телевизоры перестанут существовать в том классическом виде, как мы привыкли. То же самое происходило с телефоном. Как мы помним из нашего детства, телефон был не в каждой квартире и даже не в каждом подъезде, потом это была просто звонилка.  А теперь у некоторых и два, и три телефона, и по нему все меньше людей просто звонят. И даже сейчас мы с вами общаемся через мессенджер, а не звоним друг другу в классическом понимании этого слова. То есть телефон сегодня стал фактически карманным компьютером и точкой выхода в информационное пространство. Такую же роль со временем сыграет телевизор в домашнем окружении. В локдаун люди пришли к пониманию, что смотреть видеоконтент со смартфона или планшета длительное время недостаточно комфортно и стали покупать телевизоры. Со временем, наверно, и название появится другое, вместо «телевизор» будет альтернативное слово, как вместо телефона появился смартфон. Возможно, телевизор будут называть «смартскрин».

Телевизор станет центром управления умным домом, мы рано или поздно к этому придем. На определенных рынках мы уже видим, как развивается это направление.  Почему именно телевизор, почему не колонки или другие звуковые устройства? Во-первых, 85% людей на земле визуалы, нам удобно видеть все через образы. Во-вторых, современные технологии уже позволяют управлять телевизором без пульта через голосовое управление. Уже есть технологии – причем разработанные еще более 10 лет назад компанией Microsoft, которые позволяют управлять изображениями на экране простым движением рук. Важна будет и персонализация телевизоров, возможность через это устройство заказывать еду, находить нужное видео, загружать музыку, выставлять таймер для запуска элементов умного дома.

- С учетом этих трендов, как будет расти рынок в среднесрочной перспективе?

- Мы говорим о глобальном рынке или про рынок Казахстана?

- Мы можем сказать и о глобальном и казахстанском рынках. 

- Мировой рынок телевизоров в 2020 году - 229 млн устройств, по нашим данным. Рынок Казахстана – чуть больше 514 тыс. устройств, это так же наши данные. Соответственно, рынок Казахстана это 0,2% от мирового рынка. Но этот казахстанский рынок имеет свою специфику и очень сильно отличается даже от ближайших соседей, даже с точки зрения динамики. Рынок Казахстана в 2020 году вырос на 10% в физическом объеме. При этом рынок Украины вырос на 43%, России – порядка 20%. При этом рынок России в структуре мирового рынка занимает порядка 3,5-4%. В 2021 году вряд ли в Казахстане рост будет более 10% в штуках, мы прогнозируем такой же плавный рост, как в предыдущие периоды.

Казахстан еще отличается тем, что здесь средняя цена на рынке выше, чем у соседей. Есть такой показатель как ASP (average sales price), и в 2020 году в Казахстане он был самый высокий среди соседей: 485 долларов, в Украине – 351 доллар, в России – 320, в Беларуси – 410. Высокий индекс в Казахстане говорит о том, что казахстанцы предпочитают покупать более дорогие телевизоры, то есть телевизоры большей диагонали. Из всех соседей в Казахстане самая высокая доля телевизоров в 65 дюймов. Это европейский тренд. Несмотря на то, что вы географически дальше находитесь, с точки зрения трендов вы ближе к Европе. На всех постсоветских рынках все еще преобладают телевизоры диагональю 32-43 дюйма, но их доля также постепенно снижается. 

В 2021 году тренд на большие экраны в Казахстане также будет продолжен. Этому способствуют особенности рынка и влияние банка Kaspi. Такого кейса нет на других соседних рынках. Банк своим потребительским кредитованием является практически мощным драйвером этих сегментов. Кроме того, в 2021 году рынок ожидает значительный  рост цен. За счет этого покупатель будет переключаться на «В» бренды, делая более рациональный выбор в пользу наилучшего соотношения цена/качество. Имено этим соотношением характерны наши телевизоры. 

- Рост цен с чем связываете?

- На глобальном рынке наблюдается серьезный дефицит чипов, что в свою очередь отражается на всех сопрягающих индустриях, в том числе на рынке телевизоров. Дефицит - это значит увеличение цены. Мы видим существенное удорожание сейчас себестоимости производства, что за собой повлечет удорожание конечных продуктов. По нашим прогнозам, цены вырастут на 15-20%. Сегодня еще есть остатки у ряда производителей по старым ценам, но буквально в ближайшие недели на рынок будут заходить телевизоры с новой ценой. Повышение цены будет сдерживать рост рынка в физическом объеме. Мы видели, что происходило в 2020 году на других рынках, где игроки очень активно демпинговали и тем самым подталкивали рынок к росту.

- Сколько устройств планируете продать в Казахстане в 2021 году?

- Мы работаем с казахстанскими сетями с 2019 года и ежегодно удваиваем продажи. В этом году также планируем удвоиться и продать порядка 39 тысяч. Это связано с тем, что наша компания, в отличие от большинства брендов, работает всего на 4-х рынках. Поэтому каждый рынок для нас является фокусным, и на каждом рынке мы очень внимательно относимся к нашим партнерам.

Сергей Венгер: Казахстанцы предпочитают большие телевизоры 632733 - Kapital.kz

- Вы себя называете международной компанией. Производство находится в России и Китае, зарегистрирована компания в Нидерландах, центральный офис – в Украине. Почему выбрана такая сложная модель?

- Она несложная. Мы исповедуем в бизнесе модель бережливого производства. Что это значит? Покупатель не должен платить лишнее. Когда мы рассматривали расположение нашего head office, мы смотрели разные страны и разные города – Москву, Будапешт (поскольку компания является частью венгерского холдинга), Амстердам. И для себя определили Киев, как место для head office. Киев позволяет получить оптимальное соотношение качества персонала и сервиса и его стоимости, при таком решении клиенты не будут переплачивать за дорогие офисы и персонал в Москве или Амстердаме. Производство в России организовали, поскольку этот рынок большой и с точки зрения экономики для нас было удобно делать сборку там. Это существенно влияло на себестоимость продукции.

- Читая материалы о ваших телевизорах, видела много жалоб на качество. Как у вас происходит контроль качества?

- Спасибо за вопрос. Да, у нас, как у любого производителя продукта, были некоторые неприятные моменты. Мы компания молодая, нам 4 года. Первые линейки, скажем так, были далеки от идеала, мы это признаем. И основные вопросы, связанные с нашим продуктом, как раз относятся к линейкам предыдущего периода. Однако в конце 2019 года мы переосмыслили полностью подход к продукту, и линейка 2020 года как раз была выпущена с учетом нового подхода и понимания к качеству продукта. Это в том числе было одним из пусковых механизмов к тому, чтобы МТС выбрала нас в качестве партнёра. В 2020 году мы подписали контракт с компанией Google, и на наших телевизорах теперь стоит Google Android, прошли очень строгую сертификацию Netflix и дали возможность смотреть лицензионные продукты популярного сервиса, мы пересмотрели функционал нашего фирменного launcher (Ред. - стартовый экран). Если посмотреть на статистику обращений по линейке 2020 года, то они очень незначительны, тем более по сравнению с тем, что мы имели по линейкам 2019 года, да и по отношению к рыночным тоже. Мы сделали работу над ошибками, те ошибки, которые мы допустили в линейках предыдущих периодов, мы убрали. В итоге в Украине, например, телевизоры KIVI в 2020 году получили престижную премию «Выбор года», как лучшие недорогие телевизоры. Эта премия присуждается по результатам выбора именно покупателей.

- Кто у вас занимается разработкой?

- У нас есть две команды. Одна занимается софтом, и это международная команда, значительная часть находится в киевском офисе. Вторая команда занимается хардовой частью, звуком, дизайном, пультами, всем, что связано с железом.

- То есть у вас офисы в 6 странах, а продаете на рынках 4 стран?

- Как показал локдаун, миру все равно, где вы находитесь, важно, какую ценность вы создаете для своих партнеров и клиентов. Мы не привязываемся к географии, наши сотрудники живут и работают в разных странах и нам это комфортно. Мы не процесс-ориентированная компания, мы компания, ориентированная на результат. Мы тратим свои усилия для создания комфортной творческой обстановки для своих сотрудников, наша бизнес-культура не предполагает фиксации количества часов, проведенных на рабочем месте. Важен лишь результат. И каждый день он должен быть лучшим, чем в предыдущий, и так постоянно, день за днем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.