На днях
страницы военных новостных агентств заполнили кадры испытаний казахстанского
разведывательного дрона «Шағала». Можно считать, что с этого момента наш
военно-промышленный комплекс официально вошел в список производителей
беспилотных летальных аппаратов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
О том, какие военные перспективы сулит разработка Национального университета обороны РК, можно особо и не расписывать. Перед глазами до сих пор стоит недавняя война в Карабахе, в ходе которой беспилотники израильского и турецкого производства серьезно потрепали выстроенную годами оборону самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики.
БПЛА «Шағала» представляет собой летательный аппарат самолетного типа в классе «мини», то есть по массе не превышающий 30 кг. Судя по фотографиям, опубликованным на информационном сайте Минобороны, аппарат оснащен двумя электрическими двигателями, что в плане бесшумности делает «Чайку» более предпочтительной на фоне ее «бензиновых» собратьев по классу.
За созданием этого БПЛА стоит известный казахстанский инноватор Таир Балбаев. Когда при Минобороны была создана секция по разработке беспилотных летательных аппаратов, именно его идеи больше всего заинтересовали военных.
Обычно перед любым заказчиком военной техники всегда стоит выбор: идти по пути наименьшего сопротивления, закупив чужие разработки, либо создавать технику с нуля, опираясь на собственную научную базу.
Таир Балбаев предложил партнерам дальновидное решение: привлекать к созданию БПЛА казахстанских разработчиков, наращивая тем самым компетенции страны в сфере производства военной техники. Как выяснилось, это существенно экономит и средства. Вот как пишет сам Таир, обосновывая идею импортозамещения: «Покупка чертежей, облетанного и созданного под ТЗ заказчика планера с размахом около двух метров, стоит до полутора миллиона долларов».
Комментировавший испытания нового дрона заместитель министра обороны РК генерал-лейтенант Тимур Дандыбаев, особо подчеркивает требования, которые приходилось учитывать разработчику в плане климата и географии нашей страны. Например, БПЛА способен выдерживать порывы ветра до 14-ти метров в секунду, что по шкале Бофорта означает крепкий ветер, или даже начало бури.
Специалистам также пришлось долго и много работать над слабым местом современных источников питания - резким падением емкости батареи в холодное время. Ведь зимой температура воздуха даже в южных областях Казахстана может запросто опуститься ниже 20° мороза, что может ограничить возможности применения БПЛА. Несмотря на то, что продолжительность полета для такого маленького дрона весьма высока - до двух с половиной часов, несколько смущает дальность действия БПЛА, которая на сегодняшний день ограничена радиусом в 30 км.
Впрочем, со слов представителя Национального университета обороны полковника Акшулакова, беспилотник рассматривается в качестве поддержки казахстанской армии на уровне тактического звена. Например, прицельная дальность современного батальонного миномета составляет 5-7 километров, что вполне соответствует радиусу действия «Чайки», который может корректировщиком огня. Вдобавок, в одном из открытых интервью нашему изданию Таир предполагал, что при размахе крыла в 2 метра грузоподъемность аппарата составляет целых 15 кг, что тоже оправдывает указанный радиус действия.
Интересно, конечно, рассмотреть, какие перспективы в плане военных заказов есть и у других независимых разработчиков дронов. Сразу вспоминается симпатичный аппарат в форме летающего крыла, созданный под маркой Qazdron.
Накануне пандемии один из основателей этой компании дал обширное интервью нашему изданию, в котором очертил результаты двухлетней работы над беспилотником TengriPro. Со слов Мадияра Смагулова молодая команда Qazdron начала сотрудничать с компанией «Казахстанская авиационная индустрия» – «дочкой» «Казахстан Инжиниринг», в которой разработкой беспилотников занимались, что называется, по-взрослому.
И если характеристики беспилотника TengriPro версии 2.0 явно отражали экспериментальный характер разработки, то дальнейшая модификация под номером 2.5 по своим возможностям уже может заинтересовать военных. Ранняя модель, к примеру, могла пролететь до 100 км с полезной нагрузкой до 1,5 кг, а в новой версии радиус действия расширен до 130 км, а время нахождения в воздухе - до 3,5 часов.
Чем активней военные будут привлекать отечественных инноваторов к реализации заказов, тем больше шансов у последних реализовать идеи на ниве мирных технологий. Пример того же Израиля подсказывает, что именно военные заказы взрастили несколько поколений израильских ученых и инженеров, чей опыт затем воплотился в передовых технологиях нашего времени: от аэропоники и бионических протезов до микропроцессоров мирового уровня.